Глава 12. Спиритизм (часть 3). Всплеск в наши дни
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Спиритистам не нужно разглагольствовать о трудностях веры в воскресение и о запутанной смеси атомов, каждый из которых мог участвовать в образовании материальной части многих людей и животных. Если бы эта трудность существовала, для верующих в Бога — именно в истинного Бога, а не просто в обожение их конечного «я» — было бы достаточно знания о том, что Он уже нашёл решение. Но Писания никогда не утверждало, что мы воскреснем в той самой плоти, в которой мы жили; и предполагающим подобное Павел решительно отвечает: «Неразумный, то, что ты сеешь, не может быть оживотворено, если не умрёт; и то, что ты сеешь, не тело будущее ты сеешь, но голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог даёт ему тело, какое Он захотел дать, и каждому семени — своё тело» (1 Кор. 15:36-38).
Итак, каждый из Божьего народа получит в тот великий день своё собственное тело, не такое же тело, как то, в котором он жил на земле, а тело, соединённое с ним так же, как пшеничный колос соединён с умершим зерном, из которого он вырос. И наше бессмертное жилище будет составлено из плоти и костей так же, как воскрешённое тело нашего Господа, как заявил Он собственными устами (Лк. 24:39); Он отличался от бестелесного духа, от того, каким Он Сам был во время Своего переходного состояния, когда Он был умерщвлён в плоти, но оживотворён в духе и сошёл во тьму ада.
Однако мы не должны проходить мимо часто цитируемого стиха, который, как предполагается, подразумевает сообщение с бестелесными духами. «Возлюбленные, — говорит Иоанн, — не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1). Приводятся аргументы в пользу того, что подобное наставление не только доказывает существование спиритизма в ранней церкви, но и даёт положительную санкцию апостола общаться с мёртвыми в Христе.
Но из того, как Иоанн говорит об этом, можно увидеть, что он имеет в виду использование некоторыми знакомого и незаконного дара, упоминание о котором мы можем найти в других частях Нового Завета. И это упоминание можно найти, поскольку апостол явно имеет в виду пророческие речи и говорение языками, распространённые в то время в церкви, о которых Павел подробно говорит в Первом послании к Коринфянам.
Но какой силой производились эти проявления? Не духами мёртвых, а непосредственным действием Духа Божьего. Павел с большим трудом утверждает это в своём перечислении духовных даров, и, не удовлетворившись шестью упоминаниями этого, в завершение он говорит: «Всё же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Он хочет» (1 Кор. 12:11). В полном согласии с этим находится повествование о дне Пятидесятницы, в котором говорится, что ученики «исполнились… Духа Святого и начали говорить иными языками, как Дух давал им вещать» (Деян. 2:4).
Поскольку в детях Божьих работает только один Дух, становится очевидно, что повеление испытывать духов относится не к вдохновляющей силе, а к духам тех, кто утверждал, что ими движет Святой Дух, а множественное число используется подобно тому, как Павел утверждает, что «духи пророков пророкам послушны» (1 Кор. 14:32). И подобное толкование согласуется со всем контекстом.
Предостережение апостола не было чрезмерным, поскольку, как можно ожидать, Сатана быстро начал подделывать проявления Духа, воздвигнув лжепророков и вдохновляемых бесами пророков среди истинных верующих. Безошибочные следы этого зла можно найти в нежной мольбе Павла фессалоникийцам: «Не давайте поколебать себя слишком скоро в своём здравом смысле и приводить себя в страх ни духом, ни словом, ни посланием, якобы от нас исходящим, будто настал День Господень» (2 Фес. 2:2). Бесовские учителя уже появились, и тайна беззакония уже начала действовать.
Поэтому Иоанн призывает исследовать духи пророков, узнавать, действуют ли они от Духа Божьего или от бесов. И ефесяне, очевидно, послушались этого наставления, когда испытывали называющих себя апостолами, а они не апостолы, и нашли их лжецами (Отк. 2:2). Если бы кто-то представился известным мастером общения с духами мёртвых, его бы сразу же отвергли без какого-либо испытания, поскольку апостолы признавали только влияние «одного и того же Духа» со стороны Господа и знали, что любой вызывающий мёртвых — это мерзость перед Ним.
И наконец, Библия не даёт нам никаких оснований предполагать, что уснувшие святые даже могут видеть, что происходит в этом мире.
Однако есть отрывок в Послании к Евреям, который часто объясняют, что они это могут, и его используют таким образом. «Поэтому, — говорит Павел, — и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, отложив всякое бремя и легко опутывающий нас грех, будем с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:1).
Даже если мы признаем, что духи умерших в вере представлены здесь как созерцающие наши действия на земле, тем не менее, здесь нет никакого указания на законность или возможность сообщения с ними, не говоря уже о том, чтобы получать от них помощь. Нам предписывается смотреть только на Иисуса; мёртвые лишь могут описанием своей прошлой жизни свидетельствовать о Его силе и любви. Следовательно, если позволить спиритистам толковать этот отрывок по-своему, они не смогут найти подкрепления своей фундаментальной доктрине. Но такое объяснение, хотя оно и показывает нам совершенную метафору, не вписывается в контекст.