Глава 10. Спиритизм (часть 1). Свидетельство Библии
Если в этой идее есть хоть какая-нибудь правда, терафимы использовались аналогично общению с мёртвыми, проводимому современными спиритистами. И каким бы ни было происхождение этого слова, остаётся тот факт, что образы, на которые они указывали, использовались для незаконного гадания. Но этот факт не совсем ясен в нашем переводе из-за того, что слово «терафим» заменено словом «идол», или «идолы». Известные слова Самуила Саулу должны звучать так: «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство и терафим» (1 Цар. 15:23). И Захария должен был сказать: «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые» (Зах. 10:2).
Но те, кто использовал терафимов, хотя они и нарушали закон Иеговы тем, что обращались к мёртвым и устанавливали общение с бесами, не отрицали Его открыто. Мы видим это в случае Лавана, Мелхолы, жены Давида, и израильтян-еретиков в более позднее время. И здесь мы видим ещё одно сходство между менее продвинутыми современными спиритистами и древними гадателями по терафимам.
Мы уже отмечали появление медиумов, толковавших сны во времена Иосифа. Инцидент, относящийся к тому же периоду, раскрывает существование другого сверхъестественного искусства. Домоправитель, обвинявший братьев Иосифа в том, что они украли чашу его господина, воскликнул: «Не та ли это, из которой пьёт господин мой и он гадает на ней?» (Быт. 44:5). Мы ни на секунду не предполагаем, что Иосиф следовал за магическими практиками Египта; эти слова были придуманы домоправителем, что указывало на общий обычай той страны, чтобы поднять ценность чаши. При истолковании снов виночерпия и хлебодара, а также оказавшись в присутствии фараона, Иосиф отверг любое общение с бесами и заявил, что откровение, сделанное им, пришло непосредственно от Бога. Поэтому, когда впоследствии он сказал своим братьям: «Разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает?» (Быт. 44:15), мы должны понимать, что он притворялся, будто следует за обычаем Египта. Здесь он не имеет в виду предыдущие слова домоправителя, поскольку он не мог гадать посредством чаши, которой в тот момент у него не было.
Практика, на которую указывал домоправитель, скорее всего, была такой же, как у современных египетских магов, и состояла в том, что в чашу что-то наливали и, смотря на неё, человек, подвергавшийся гипнозу, мог видеть в жидкости всё, что угодно. Лэйн в своей книге «Современные египтяне» [глава 12] приводит удивительное и известное повествование о шейхе, который гадал подобным образом, с единственным различием: мальчик, подвергавшийся гипнозу, смотрел в чёрную жидкость, выливаемую ему на руку.
Когда Моисей начал являть чудеса Божьи перед фараоном, были вызваны египетские медиумы (или адепты), которые сами привыкли совершать такие чудеса. И до определённого момента они успешно подражали еврейскому пророку, но не смогли противостать его чудесам и дать избавление своим соотечественникам. Они превратили свои посохи в змеев, они превратили воду в кровь, они вывели жаб из реки Нил, но здесь сила их господина иссякла, ибо, какой бы великой она ни была, она была конечной. Все их усилия подражать следующим чудесам были напрасны, они были вынуждены отступить и признать, что больше не могут состязаться со Всемогущим.
Теперь мы можем понять, почему в данном на Синае законе так часто упоминаются занимающиеся всевозможным волшебством. Было необходимо разрушить влияние египетских магов и приготовить народ Божий к, возможно, худшим опасностям, ожидавшим их в обетованной земле. В Ханаане было много потомков нефилимов (Числ. 13:33), и, если бы они соединились с медиумами, благодаря их влиянию, не будь дан закон против них, израильтяне были бы искушены заняться идолослужением и столкнулись бы с ужасными проблемами.
Саул, возможно, по научению Самуила, уничтожил этих злодеев с таким усердием, что оставшиеся единицы могли заниматься этим только в тайне, и прошло много времени, прежде чем волшебники и лжепророки вновь обрели свою силу в Иудее.
Но вскоре после этого сам уничтожитель попросил помощи у того, кто избежал острия меча и подтвердил предостережение пророка о том, что непокорность есть такой же грех, что волшебство, и непослушание то же, что идолопоклонство и терафим (1 Цар. 15:23). Поэтому, когда Самуил произнёс эти слова, Саул уже был виновен в непокорности и противлении, поэтому он был способен совершить такие преступления, как волшебство, идолослужение и обращение к терафимам, какими бы отвратительными они ни казались для него в то время. Если наше сердце отходит от Бога, нет такого греха, который был бы большим, невероятным или невозможным для нас. Конец истории Саула — печальное этому доказательство, и он показывает, какую лёгкую добычу представляет для сил тьмы человек, когда множество его раздражений в итоге привели к тому, что Дух Всевышнего отошёл от него, и он остаётся один посреди руин своих целей, а его страхи предвещают приход безжалостной бури на его непокрытую голову.