Глава 10. Спиритизм (часть 1). Свидетельство Библии
Давайте не будем думать, что век бесноватых прошёл, ход нескольких веков не примирил бесов с бестелесным состоянием, они по-прежнему желают облечься в тела. В ходе интересного разговора автора с доктором Форбсом Уинслоу последний выразил уверенность, что бóльшая часть пациентов в наших психиатрических лечебницах представляют собой случаи одержимости, а не сумасшествия. Он сказал, что бесноватый отличается странной раздвоенностью и тем фактом, что, когда он временно освобождается от гнёта беса, он часто может описать силу, которая захватывает его члены и заставляет его делать постыдные дела или говорить постыдные слова против его воли.
Йидони. Знающий, то есть человек, который может предоставить требуемую информацию при помощи духа, с которым он связан.
Дореш эль хамметим. Вызывающий мёртвых, некромант, тот, кто совещается с мёртвыми с целью получить совет или информацию. Он должен вызывать требуемого духа, как и в современном спиритизме; но, как мы сейчас увидим, по крайней мере, во многих случаях, и возможно во всех, мёртвым притворяется сам обх.
Это мерзости, о которых говорится в восемнадцатой главе Второзакония; но в Писании есть и другие термины, описывающие занимающихся подобным искусством.
Иттим. Это слово встречается в Книге пророка Исаии (Ис. 19:3); оно означает шептунов или бормочущих, то есть тех, кто повторяет заклинания или заговоры.
В описании Исаией падения Вавилона, города известного своими астрологами, мы находим упоминание Хобре Шамайим (Ис. 47:13), то есть разделяющих небеса, астрологов, которые разделяют небеса на дома для удобства своих предсказаний.
Те же самые люди описаны как Хозим баккохабим, звездочёты, те, кто изучает звёзды ради составления гороскопов.
И наконец, они называются Модиим леходашим, предвещатели по новолуниям на основании своих наблюдений.
В Книге пророка Даниила мы видим два других термина, описывающих занимающихся запретным искусством.
Ашшаф (Дан. 1:20). Тайноведец. Буквально, занимающийся скрытым искусством, поскольку слово связано с ашпах, то есть колчан, в котором скрыты стрелы.
Газрин (Дан. 2:27). Те, кто решает, определяет, занимается составлением гороскопов. Применяется к астрологам, которые, зная час рождения, определяют судьбу человека по положению звёзд и при помощи различных методов вычисления и деления.
В Новом Завете следующие имена, все из которых являются полными и общими, относятся к тем, кто связан с силами тьмы.
Μάγοι [Магои]. Изначально маги были персидской религиозной кастой, но их влияние постепенно распространилось на многие страны. Они действовали как священники, предписывали служения, были предсказателями и толковали сны и знаки. Ориген [III век по Р.Х.] («Против Цельса», 1:60) подтверждает, что они общались со злыми духами и делали всё, что лежало в силах их невидимых союзников. Разумеется — если мы верим утверждениям ранних христианских авторов, — они были знакомы с месмеризмом и всеми практиками современного спиритизма.
Φαρμακεύς [Фармакеус].Тот, кто использовал снадобья или с целью отравления, или для магического зелья, — различие, проведённое Платоном в его «О законе». В «Облаках» Аристофана Стрепсиад предлагает нанять фессалийскую ведьму (φαρμακίς) [фармакис], которая бы свела вниз луну, а глагол φαρμακεύειν [фармакеуейн] используется Геродотом в связи с жертвоприношением белых коней, при помощи которого волхвы хотели околдовать Стримона. И φαρμακεία [фармакейа] используется в Септуагинте для описания того искусства, при помощи которого чародеи Египта подражали чудесам Моисея. Эти примеры в достаточной мере показывают, что слово вскоре стало общим термином для обозначения колдуна, и, проследив его значение, мы не должны забывать, что древние часто использовали снадобья с целью произвести эффект, подобный эффекту месмеризма.
Дважды в Новом Завете волшебство (φαρμακεία) [фармакейа] и идолослужение ставятся рядом (Гал. 5:20; Отк. 21:8); и, комментируя первый отрывок, Лайтфут отмечает, что идолослужение означает открытое признание лжебогов, а волшебство — тайное сообщение с силами зла.
οι τά περίεργα πράξαντες [хой та периерга праксантес] (Деян. 19:19). Занимающиеся любопытным, то есть магическим, искусством. Возможно, помимо прочего они торговали знаменитыми амулетами, которые назывались эфесскими посланиями и которые считались копиями мистических слов, написанных на образе Артемиды, и обладали свойством охранять носивших их от любого вреда. Уничтоженные ими книги, возможно, содержали астрологические вычисления, «Вавилонские цифры» Горация.