Глава 10. Спиритизм (часть 1). Свидетельство Библии
Само упоминание о сверхъестественном часто воспринимается с улыбкой недоверчивого презрения. Существует немало христиан, которые беспокойно ограничивают количество и силу прошлых чудес и сомневаются в возможности их повторения в нынешнее время, хотя при этом они не рискнут полностью отрицать Божью силу приостанавливать Свои собственные законы или изменять их. А то, что Сатана способен совершать чудеса, они никогда не допустят; нет, во многих случаях они отказываются даже верить в его существование.
Определённо, такой разум должен исходить или от невежества, или от неверия. Разве Павел не говорит о работе Сатаны, который подкрепляет ложь силой и знамениями и чудесами (2 Фес. 2:9)? И простое утверждение Писаний о том, что воздух, окружающий нашу землю, кишит бунтарскими духами, должно, по крайней мере, приготовить нас к их появлению и открытому вмешательству. Несомненно, Бог запретил им напрямую связываться с человеком или оказывать на него злое влияние. Но поскольку они непослушны и никакая сила не сдерживает их, разумно будет поверить, что иногда они нарушают первую заповедь, не говоря уже о том, что они постоянно пренебрегают последней. И это предположение подтверждается Писанием, поскольку мы видим многочисленные указания на взаимоотношения между людьми и бесами в Ветхом Завете, а в Новом Завете волшебство рассматривается как одно из дел плоти (Гал. 5:20).
«Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:18) — таким было повеление Господа Моисею. И тот факт, что этот закон говорит не просто о суеверии или обмане, а указывает на добровольное общение с силами зла, мы узнаём исходя из строгости наказания. Но многие попытаются убедить нас, что различные библейские термины, указывающие на делающих запретное, просто подразумевают различные формы мошенничества. Вот один пример, который в достаточной мере раскрывает ошибочность такого мнения.
В двадцатой главе Левита мы видим следующее повеление: «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мёртвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев. 20:27). Как израильский судья мог распознать человека, подпадающего под этот закон? Разве всё дело не зависит от доказательства того, что обвиняемый действительно имел общение с духами? И разве закон говорит не просто о возможности, а о реальном случае такой связи?
Действительно, Библия, как мы уже увидели, говорит о многих вещах, не встречающихся в современных философиях, и среди них есть одна, которая представляет огромную ценность для нашей темы. Она ясно признаёт существование духов, стоящих за идолами язычества, и заявляет, что это бесы. Была предпринята попытка опровергнуть это утверждение на основании того, что для обозначения языческих богов используется два еврейских слова, одно из которых означает «ничто», а другое «суеты», и что посредством этих терминов подразумевается их несуществование. Но ошибочность этого вывода становится ясной, когда мы смотрим на те же слова в связи с другими словами:
«Горе негодному пастуху (пастуху ничего, евр.), оставляющему стадо!» (Зах. 11:17) — восклицает Захария. И очевидно, что он говорит не о вымышленном, а о негодном пастухе, который является не тем, чем кажется. Таким же образом Иов, называя своих друзей «бесполезные врачи» (врачи ничего, евр.) (Иов. 13:4), имеет в виду не то, что они не существуют, как сказано в нашей версии, а то, что они «бесполезные врачи». Иудейскую мысль о том, как это слово применяется к языческим божествам, можно увидеть в Септуагинте в девяносто пятом Псалме, где используется слово δαιμόνια [бесы]. Поэтому пятый стих должен звучать так: «Ибо все боги народов — бесы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5).
А единственное число слова «суеты» — это Авель, имя, которым Ева назвала своего второго сына. Но при этом у неё не было намерения отрицать реальность его существования. И когда проповедник восклицает: «Суета сует, — всё суета» (Еккл. 1:2), считаем ли мы, что он заявляет о несуществовании вселенной?
Отсюда очевидно, что эти термины применительно к языческим богам оспаривают не факт их существования, а истину их утверждений. Они являются реальными силами, но силами, имеющими предел; в таком случае они не могут справедливо называться богами.
Поэтому Писание не опровергает существования лжебогов, напротив, оно утверждает о них и считает это фактом. Например, предсказывая смерть первородных из людей и зверей, Господь указывает на Своё намерение также наказать богов Египта (Исх. 12:12). И, говоря о том же самом событии, Моисей затем написал: «Между тем Египтяне хоронили всех первенцев, которых поразил у них Господь, и над богами их Господь совершил суд» (Числ. 33:4).