Глава 10. Спиритизм (часть 1). Свидетельство Библии
Меонен — слово, которое многие связывают с корнем, указывающим на различные значения, поскольку это слово может означать или занимающегося скрытым искусством, или гадателя на облаках. Но, скорее, здесь есть связь со словом айин, то есть глаз; тем самым мы можем связать это значение с чародеем, действующим при помощи глаз, или, говоря современным языком, месмеристом, который, погружая другого в магнетический сон, получает от него слова оракула. Однако многие предпочитают значение «наблюдатель», то есть тот, кто кратко рассматривает внутренности и находит знаки, что противопоставляется авгуру, который различал знаки при помощи уха, а также глаза.
Менахеш. Это слово соединено с нахаш, то есть змей, и обычно указывает на того, кто говорит с шипением или шёпотом, а затем на бормочущего заклинания. Но использование глагола, в котором содержится частица пиел, скорее всего, указывает на что-то другое. В тридцатой главе Бытия Лаван уговаривает Иакова остаться с ним, поскольку, как он говорит, «я примечаю, — или буквально, понимаю на основании наблюдения — что за тебя Господь благословил меня» (Быт. 30:27). И когда на вопрос слуг Венадада Ахав ответил: «Разве он жив? Он брат мой» (3 Цар. 20:32, 33), мы видим, что люди «приняли это за хороший знак». Следовательно, этот глагол, скорее всего, указывает на получение вывода на основании краткого наблюдения, а затем на основании гадания. Из первого значения мы видим нахаш, то есть змей, как указание на его быстрый разум; из второго — менахеш, то есть авгур, человек, гадающий, наблюдая за знаками и приметами, такими как пение и полёт птиц, атмосферные явления и другие виды и звуки.
Мехашшеф. Корень этого слова означает «молиться», но только лжебогам или бесам. Поэтому, возможно, оно относится к тем, кто использует заклинания или магические формулы.
Хобхер хебхер. Буквально, связывающий узами или чарами. То есть это или изготовитель материальных талисманов и амулетов, или, что более вероятно, тот, кто при помощи заклинаний и заговоров отождествляет бесов с собой, чтобы получить от них помощь или информацию. Это обычная практика, когда современный сеанс открывается заклинаниями или пением гимнов, чтобы пробудить присутствие духов.
Шоел обх. Советник бесов. Это тот, кто установил такое общение, что может сообщаться с ними напрямую и не нуждается в посредничестве знаков или примет, и ему даже не требуется помощь чар, чтобы привлечь их к себе.
Здесь обх — это предсказывающий бес, но более раннее использование этого слова также относится к человеку, связанному с таким бесом. Первоначально оно означало меха, и его переход от первого значения ко второму можно ясно проследить на примере следующего восклицания: «Ибо я полон речами, и дух во мне теснит меня. Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам» (Иов. 32:18, 19). Таким образом, это слово использовалось для описания того, в кого вошёл нечистый дух, потому что бесы перед тем, как представить вещий ответ, делают так, что тело одержимого распухает и надувается. Вероятно, это можно сравнить с описанием оракула Сибилл Виргилием («Энеида», 6:48-51), поскольку он говорит, что её грудь начала бешено раздуваться, а её рост начал увеличиваться по мере того как бог приближался. Однако некоторые считают, что медиумы назывались обх просто потому, что они были сосудом или оболочкой духа, но в любом случае позднее термин стал указывать на самого духа.
То, что дух фактически живёт в человеке, который гадает при помощи него, можно увидеть на основании уже цитировавшегося отрывка из Левита, который буквально можно перевести так: «Мужчина ли или женщина, когда в них есть бес» (Лев. 20:27). Это полностью соответствует описанию филиппийской девушки, у которой был дух Пифона5. Павел повелел духу выйти из неё, и она мгновенно потеряла всю свою сверхъестественную силу.
Примечание 5: Причину этого отклонения от нашей версии можно найти в примечании в конце этой главы.
На основании историй о средневековых ведьмах и на основании того, что мы слышим о современных медиумах, становится ясно, что связь с обх часто, если не всегда, является результатом соглашения, а дух в ответ за свою службу пользуется телом медиума. Существуют основания верить, что медиум отличается от бесноватого в обычном смысле этого термина, потому что в одном случае между бесом и одержимым существует завет, а пугающая раздвоенность и запутанность в другом случае возникают в результате того, что человеческий дух отказывается пассивно подчиниться и молча войти в союз с незваным гостем.