Глава 7. Век свободы (9)

Глава 7. Век свободы

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Наполненный Духом Божьим он ходил среди людей, проповедуя праведность, умеренность и грядущий суд, и, несомненно, заставил многих трепетать. Но результат был ничтожный ― никто, кроме самого пророка, не был сочтён достойным избежать того, что должно было прийти на землю. Он один был взят на небо до опасных времён великой допотопной скорби, он был взят из мира примерно за шестьсот шестьдесят девять лет до потопа. И хотя столько столетий могут показаться долгой передышкой, мы должны помнить, что, учитывая длительность жизни в те дни, это время эквивалентно не более чем пятидесяти или шестидесяти годам в наши дни.

Единственные слова древнего провидца дошли до нас благодаря Посланию Иуды. В нем говорится следующее: «Вот пришёл5 Господь со святыми ратями Своими сотворить суд над всеми и обличить всех нечестивых во всех делах нечестия их, которые они нечестиво совершили, и во всех дерзких словах, которые сказали против Него нечестивые грешники» (Иуд. 14, 15).

Примечание 5: На грече­ском языке ήλθε, то есть буквально «пришёл». Но пророчество, очевидно, опи­сывает видение будущего, которое прошло перед глазами Еноха, и, следо­вательно, настоящее время «приходит» раскрывает значение цитаты в более ясном свете для обычного читателя.

Эти слова относятся не к потопу, а к нашему времени и указывают на явление нашего Господа в славе с Его Церковью. Если бы это пророчество дошло до нас без вдохновлённого комментария, оно, несомненно, было бы подчинено теории «духовности». Люди приписали бы этому только смысл потопа, и нас бы увещевали, что приход Господа ― это лишь образное выражение, обозначающее сильный суд, и что оно не означает личного явления. Но такое искажение смысла невозможно, поскольку Иуда говорит, что в его время, после вознесения Христа к Отцу, это предсказание всё ещё ждёт исполнения. Именно поэтому оно было сохранено: потому что оно указывает на личное явление Спасителя ближе к завершению нынешнего века. То, что Енох знал об этом явлении за пять тысяч лет до того, как оно произошло, показывает, что тайны Божьи даются тем, кто боится Его; и в то же время это свидетельствует о важном значении события, первую часть которого мы должны ожидать каждый час.

Несомненно, это пророчество содержало особое утешение для благочестивой части потомков Сифа, которые трудились под проклятием и ждали обещанного избавления. Именно при явлении Господа битва наконец обратится в катастрофу для змея и его семени; после многих долгих веков ожидания наконец наступит искупление всего творения от греха и смерти, за которое цена была уплачена сполна на кресте.

Енох после этого продолжал ходить с Богом и свидетельствовать миру, пока на триста шестьдесят пятом году он внезапно не исчез, и не стало его, и никто не мог найти его. Он был взят к престолу Всевышнего; это было первое указание на великую тайну: хотя Бог сделал землю для людей и хочет, чтобы они обитали на ней вовеки, тем не менее, Он намерен возвысить избранных из них к более высокой судьбе ― обитать с Христом в небесных пределах…

Первый пророк перешёл таким образом в одно мгновение от трудов жизни в присутствие Бога и оставил после себя своего сына Мафусала и своего внука Ламеха, который был отцом Ноя. Имя Ной означает «покой», и Ламех дал его своему сыну со словами: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» (Быт. 5:29). Эти слова не могут быть просто общим выражением радости из-за рождения ребёнка; будь это так, они вряд ли бы были записаны. Но мы знаем, что дед Ламеха и его сын были пророками, и, возможно, дар, данный однажды, переходил к каждому главе семьи, чтобы Енох, Мафусал, Ламех и Ной были линией свидетелей, назначенных Богом для свидетельства против зла мира и раскрытия Его замысла принести суд.

Поэтому слова Ламеха, скорее всего, были пророческими и нашли своё исполнение в некотором облегчении проклятия после потопа. Из благословения Бога, когда Он принял жертву Ноя, мы можем заключить, что состояние земли до потопа было хуже, чем во все последующие времена (Быт. 8:21, 22). Кажется, что времена года были нерегулярными и полностью неопределёнными; дождя не было, и пар, которым земля орошалась, возможно, был скудным и нечастым, вследствие чего допотопные жители часто растрачивали свои силы впустую ― их земля не давала урожая, а деревья не приносили плодов. Кроме того, густые туманы или другие причины могли мешать смене дня и ночи. Проклятие было свежим и полным силы, возможно также, что эти катастрофы возникли от предвещающих природных потрясений, подобных тем, что возникнут перед великим судом нашего собственного века.

Но когда после жертвы Ноя Бог обонял сладкое благоухание, Он сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека… Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:21, 22). Человек должен трудиться и бороться против многих трудностей, а Бог отныне даёт ему чёткие времена года и будет, как правило, давать ему плоды его труда. И возможно, дар дождя внёс свой вклад в облегчение интенсивного труда под проклятием, а разрешение есть животную пищу предоставило более лёгкий путь получать большую долю необходимого снабжения.

Глава 8. Дни Ноя >>