Глава 8. Дни Ноя
Первые шесть глав Бытия содержат рассказ о днях Ноя, описание, представляющее для нас наиважнейший интерес; наш Господь провозгласил, что такая же эпоха обмирщённости наконец истощит терпение Бога к нынешним обитателям на земле и вынудит Его прийти в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и негодование Своё с пылающим огнём, чтобы с огнём и мечом Своим произвести суд над всякой плотью (Ис. 66:15, 16).
Поэтому наша очевидная задача состоит в том, чтобы рассмотреть развитие зла и растления среди допотопных жителей в той степени, в какой Бог пожелал показать это нам, ознакомиться не только с сеянием, но и с поливом, ростом, созреванием этого отвратительного урожая, который в конечном итоге был пожат серпом Всемогущего, явленным с небес, узнать различные успешно проявившиеся стимулы зла и разглядеть особое влияние каждого из них на быстро разлагающиеся массы населения. Проделав это, мы вооружим себя против ошибок и искушений, которые каждый день умножаются вокруг нас, и сможем различить угрожающие знаки нашего собственного времени.
Первой отличительной чертой тех дней зла и опасности является быстрый прирост населения (Быт. 6:1) ― обстоятельство, которое само по себе не просто распространяло, но и усиливало грех. Каждый вид зла, который существует в малонаселённых землях, будет и там, где люди умножились, но есть и бесчисленные пороки, присущие только густонаселённым районам. И если людей много, они поддерживают друг друга в бунте и у них наблюдается склонность быть более смелыми и непокорными Богу. В наше время твердыни рационализма и атеизма всегда находятся в больших городах.
В то время как семейства земли увеличивались количественно, они в то же время быстро развивались в цивилизации и знании. Каин научил их селиться в общинах и строить города (Быт. 4:17), а сыновья Ламеха ― за которыми несомненно последовали другие ― изобрели механику и искусство и придумали незаконные методы, чтобы уйти от труда, появившегося в результате проклятия (Быт. 4:20-22). И в том веке, когда люди, вместо того чтобы умирать в семьдесят или восемьдесят лет, жили почти тысячу лет, они накапливали огромные знания, опыт и навыки и тем самым развивали науку, искусство, а также изобретали и производили все предметы роскошной цивилизации со скоростью практически немыслимой для нас.1
Примечание 1: [Эта мысль о жизни до потопа была подтверждена информацией, полученной из нижних слоёв Месопотамии. Я заменил выражение слова Пембера «семнадцатый век» выражением «двадцать седьмой».]
Один записанный образец допотопного производства был построен потомком Сифа, и при этом он равнялся по размеру «Великому Востоку», кораблю, который несколько лет назад поразил всех нас.
Несомненно, многие великие достижения, совершённые ранними потомками Ноя, скорее всего, вышли из воспоминаний о древнем величии, из фрагментов знания, передававшегося праотцами, которые часть своего существования провели в прежнем веке человеческой славы и развращённости. Сюда могла относиться смелая идея о покрытой облаками башне, великолепно и роскошно украшенные строения Вавилона и Ниневии и замечательная структура первых пирамид; всё это, очевидно, включало точное знание астрономии, которое могло по уровню сравниться, по крайней мере, с хвалёными достижениями современной науки. Необходимо помнить, что все эти великие дела происходили во время жизни Сима и, возможно, его братьев.
Мы также не должны забывать о последних открытиях, связанных с доисторической цивилизацией Аркадии, «низкорослых людях с раскосыми глазами, жившими в древней Вавилонии», о чьём существовании мы не знали пятьдесят лет назад. Их язык вымирал и стал диалектом учёных, как латынь Средних веков, в двадцать седьмом веке до Христа. Но их интеллектуальная сила была настолько велика, что знаменитая библиотека Агада, основанная Саргоном I [2650 г. до Р.Х.] была наполнена книгами, «которые были или переведены с аккадских оригиналов, или основаны на аккадских текстах, и наполнены техническими словами, принадлежавшими к старому языку». Каталог астрономического отдела, дошедший до нас, содержит указания для читателей ― написать номер скрижали или книги, которая была ему нужна, и отдать его библиотекарю. Сэйс говорит: «Система, принятая библиотекарями Саргона, скорее всего, была результатом опыта предыдущих поколений». Можно ли найти более сильное подтверждение «развитию литературы и образования, и существованию значительного количества читающих людей в таком отдалённом прошлом?»
Согласно Берозу, в Вавилонии существовал допотопный «Город книг», а Ксизустр, халдейский Ной, «закопал свои книги в Сиппаре до потопа и раскопал их после выхода из ковчега». Но помимо этих преданий у нас есть доказательства того, что в древние времена были широко известные библиотеки в Эрехе, Уре, Куте и Ларсе, к которым присоединялись обсерватории и университеты (см. Sayce, Babylonian Literature).