Глава 8. Дни Ноя (2)

Глава 8. Дни Ноя

1   2   3   4   5   6

Если мы серьёзно отнесёмся к этим рассуждениям, мы будем вынуждены признать, что допотопные жители могли достичь совершенства в цивилизации и высокой культуре, практически так и не восстановленной и не уступавшей той, которой мы гордимся в наше время.

Поскольку потомки Каина больше не упоминаются как отдельное племя и поскольку из потомков Сифа, которые также увеличились количественно, один человек был перенесён к Богу от грядущего зла и только восемь были спасены, пройдя через это зло, ясно, что оба семейства в конечном итоге слились и перемешались. Возможно, обольстившись интеллектуальными поисками, весёлым обществом и лёгкой жизнью злых, потомки Сифа сначала находили удовольствие в их компании, их роскоши и их многих умелых и искусных изобретениях, а затем впряглись в разнородное ярмо с неверующими и тем самым, будучи увлечены в водоворот греха, исчезли как отдельный народ.

Результат этого слияния был печальным и поучительным, потому что, когда пришло время разделения, не нашлось ни одного поклонника Иеговы, кроме семьи Ноя. Люди гордились своей мудростью, о Боге думали так мало, что их религия выродилась в простое поклонение героям ― их собственным вождям (Быт. 6:4), которые, подобно Прометею, принесли им свои изобретения, облегчавшие и улучшавшие жизнь, и позволили им на время скрыть цели Верховной Власти.

Затем на мир обрушилось новое и поразительное явление, которое угрожающе усилило и без того быстрое развитие зла. «Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал» (Быт. 6:2). Эти слова часто толкуют просто как описание браков между потомками Каина и Сифа, но тщательное исследование этого отрывка раскрывает более глубокое значение.

Когда люди, как мы читаем, начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих (Быт. 6:1, 2). Очевидно, что под словом «человек» подразумевается весь человеческий род: и потомки Каина, и потомки Сифа. Следовательно, выражение «сыны Божии» ясно отличается от поколения Адама.

Выражение «сыны Божьи (Элохим)» встречается четыре раза в других отрывках Ветхого Завета, и в каждом из этих случаев оно, бесспорно, используется для описания ангельских существ.

Дважды в начале Книги Иова мы читаем о том, что сыны Божии явились перед Ним в указанное время, и Сатана также приходит с ними как один из сынов Божьих, хотя он и пал и взбунтовался (Иов. 1:6; 2:1).

Термин «сыны Элохима», могущественного Творца, означает тех, кто был непосредственно сотворён божественной рукой, а не родился от других существ своего вида. Поэтому в родословии нашего Господа Адам назван сыном Божьим (Лук. 3:38). Также Христос говорит, что даст тем, кто примет Его, власть стать детьми Божьими (Ин. 1:12). Они рождаются заново от Духа Божьего в своём внутреннем человеке в нынешней жизни. А в воскресении они будут облечены в духовное тело, дом Божий (2 Кор. 5:1), чтобы во всём быть равными ангелам, полностью быть новым творением (Лук. 20:36).

Третье повторение этой фразы встречается в одной из последних глав Книги Иова, где говорится, что утренние звёзды поют вместе, а сыновья Божьи восклицают от радости, видя сотворение нашей земли (Иов. 38:7).

И наконец, то же выражение находится в Книге пророка Даниила (Дан. 3:25), но в единственном числе, при этом здесь используется слово бар вместо слова бен; единственная форма последнего слова была неизвестна в Халдее. Навуходоносор восклицает, что он видит четырёх людей, ходящих посреди огня, и что вид четвёртого подобен сыну Божьему2, что ясно указывает на сверхъестественное или ангельское существо, отличающееся по виду от остальных.

Примечание 2: В языке оригинала здесь нет определённого артикля.

Поэтому похоже, что в Ветхом Завете термин «сыны Божии» указывает только на ангелов3. Есть несколько отрывков, которые приводят в качестве доказательства того, что это относится к людям, но исследование показывает, что они сюда не относятся, ― слова оригинала в каждом случае другие, а иногда они указывают на сыновей Иеговы. Последнее выражение, как мы уже увидели, ― это другое выражение, и, скорее всего, вдохновлённый историк использовал его в этом стихе, как мы думаем, поскольку он хотел отличить благочестивых потомков Сифа от потомков Каина. Оно описывает всех святых на земле, но здесь оно относится только к потомкам Сифа и упоминается сразу после того, как отмечается, что от рождения Еноса у них появилась привычка призывать имя Иеговы.

Примечание 3: Это взгляд, которого придерживались Иосиф Флавий, Фил Иудейский и авторы «Книги Еноха» и «Завета двенадцати патриархов»; это был взгляд, который был распространён среди образованных иудеев в ранние века христианской веры. Что касается Септуагинты, все рукописи переводят еврейское выражение «сыны Божьи» как «ангелы Божьи» в Иов. 1:6 и 2:1, и «Мои ангелы» в Иов. 38:7 ― отрывках, в которых нет догматической причины изменять текст. В Быт. 6:2, 4 Кодекс Александринус и три более поздние рукописи используют те же выражения, а в других написано «сыны Божьи». Однако Августин признаёт, что в его время в большинстве рукописей говорилось «ангелы Божии» в последнем отрывке также (De Civit. Dei, 15:23). Следовательно, возможно, что так было написано в оригинале; и толкование, связанное с этим, было взято большинством ранних христианских авторов. Те, кто интересуется этой темой в большем объеме, могут изучить недавний и полный трактат преподобного Джона Флеминга под названием «Падшие ангелы и герои мифологии». [См. наше приложение.]

Продолжение главы 8 >>