Глава 7. Век свободы
О херувимах мы должны говорить как можно короче, но это очень важная тема, поскольку эти славные существа, скорее всего, тесно связаны с искуплением творения. При первом упоминании о них в еврейском оригинале всё равно стоит определённый артикль, на основании которого мы можем заключить, что эти формы были знакомы израильтянам времени Моисея, и, следовательно, это были те же херувимы, что и представленные в Скинии. Если буквально перевести слова, в которых они появляются, получится следующее: «И Он сделал так, что херувимы обитали на востоке Едемского сада». Более подробное описание их вида содержится в первой главе Книги пророка Иезекииля, которую мы сейчас рассмотрим.
Пророк говорит, что он был среди иудейских пленников на берегах реки Ховар, когда ему открылись небеса и он увидел видения Божии. Он увидел, что бурный ветер шёл от севера, великое облако, и клубящийся огонь, и сияние вокруг него. Из середины его как бы свет пламени, из середины огня; и он смотрел на это сверкающее великолепие и ужасающую обстановку, всё это приближалось к нему, и он начал различать славные очертания. Он увидел четырёх живых существ, каждое из которых стояло рядом с колесом страшной высоты. Над головами этих удивительных существ было распростёрто подобие свода, цвет которого был подобен ужасному кристаллу. Над сводом находился сапфировый престол, и на престоле было подобие человека, сиявшего небесной славой и окружённого подобием радуги. Это была колесница Господа; это был Иегова, сидящий на херувимах и приходящий для суда.
Каждый херувим имел вид человека, то есть у него было тело, и он стоял прямо, как человек. Но у каждого было четыре лица: первое лицо было лицо человека, второе ― лицо льва, третье ― лицо тельца, а четвёртое ― лицо орла. Лев, телец и орёл ― это представители полевых зверей, скота и небесных птиц. И из видения возникли иудейские слова: «Четыре являются высшими в творении: лев среди зверей, телец среди скота, орёл среди птиц, и человек, который над ними всеми; но Бог выше всех».
В храме Иезекииля (Иез. 41:18-20) херувимы связаны с пальмовыми деревьями, а в храме Соломона (3 Цар. 6:29) ― с пальмами и цветами. Пальма считалась царём среди деревьев. Гумбольд называет её «благороднейшим из растений, которому народы всегда приписывали высшую красоту». А цветок ― это слава полевой травы.
Следовательно, херувимы и предметы, которыми они были окружены, словно сделаны из высших форм животного и растительного царств и являются представителями сотворённой жизни в её совершенстве, в послушании своему Творцу и союзе с Ним.
У каждого херувима также было четыре стороны, и, скорее всего, шесть крыльев, хотя сначала говорится лишь о четырёх (Иез. 1:6). Из них, как мы видим, два распростёрты и соединены с крыльями других по обеим сторонам, а другой парой херувимы в почтении закрывали свои тела. Но быстро становится очевидно, что в начале описания Иезекииль говорит об их виде только с одной точки зрения, поскольку позднее он говорит, что «у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их» (Иез. 1:23). Под крыльями у них были человеческие руки, и у них были прямые ноги, сверкающие как цвет блестящей меди, и ступни их ног были как ступни ноги у тельца. И наконец, всё их тело, их спины, их руки и их крылья, равно как и колёса, рядом с которыми они стояли, были полны глаз, что, по-видимому, указывает на их интенсивную бдительность и ум.
Каждое из этих колёс было как колесо в колесе, то есть одно колесо проходило поперёк центра другого, чтобы колесница могла двигаться в направлении каждого из четырёх лиц, не поворачиваясь. По виду колёса были как вид топаза, или, лучше сказать, хризолита [зеленоватого цвета]; их ободья были полны глаз, и в них был дух жизни, или, возможно, дух живых существ. Куда Дух Божий хотел идти, туда двигалась колесница херувимов и возвращалась, как молния.
Поскольку херувимы являются символами сотворённой жизни, весьма вероятно, что колёса представляют силы природы: «Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его» (Пс. 148:8).
Такими были херувимы, которых видел Иезекииль. Хотя существуют некоторые различия в деталях ― скорее всего, исходящие из различия в обстоятельствах2, ― они, несомненно, идентичны живым существам, которых Иоанн видел у подножия престола (Отк. 4:6). Слово, использованное в Откровении, ― это буквальный перевод слова Иезекииля, которое означает «животное» или «живое существо», и это то самое слово, которым переводится данное еврейское слово в этом отрывке Септуагинты. Но, к сожалению, в нашем переводе Нового Завета3 оно переводится как «зверь», хотя оно просто указывает на живое существо. Это не то же самое слово, которое в последующих главах используется для обозначения зверя с десятью рогами, а также зверя с двумя рогами.
Примечание 2: Например, в Книге пророка Иезекииля у каждого из херувимов было четыре лица, но в Откровении всё не так. Причина различия, скорее всего, находится в предыдущем отрывке, где херувимы служат в колеснице Господа, их четыре лица и четыре стороны соответствуют колёсам, которые проходят поперёк через центр других колёс и позволяют им двигаться в любом направлении, не имея нужды в повороте. Но в Откровении они находятся перед престолом, и движение не требуется.
Примечание 3: То есть в Библии Короля Якова на английском языке. ― Прим. пер.
Опять же, шестикрылые серафимы в Книге пророка Исаии (Ис. 6:2) ― это то же самое, что и херувимы. Количество их крыльев совпадает, и они занимают то же положение в славе, находясь прямо под престолом. И они тоже восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф»; это подобно живым существам, которых видел Иоанн.