Глава 7. Век свободы
Поэтому мы видим двойное развитие в человеческом роде; потомки Сифа и потомки изгнанного Каина оставались разделёнными долгое время, и они представляют Церковь и Мир. Потомки Каина с неугомонностью людей, отчуждённых от Бога, старались превратить землю своего изгнания в приятную землю, искусственно воспроизвести Рай, вместо того чтобы тосковать по настоящему Саду удовольствий; они непрестанно пытались любыми средствами смягчить проклятие, вместо того чтобы терпеливо следовать за указаниями Бога, и избавиться от него полностью. Сам Каин, осуждённый на изгнание, был первым, кто построил город, который он назвал Енохом по имени своего сына; он первым попытался комфортно поселиться на опустошённой земле.
Некоторые задаются вопросом, где он нашёл обитателей для своего города. Но они забывают, что он мог построить его через несколько столетий после своего бегства из Едема, и не принимают в расчёт необыкновенный рост населения в веке, когда обычная жизнь длилась восемьсот или девятьсот лет, и человек жил бок о бок с семью или восемью поколениями своих потомков. Кроме того, город Каина вначале мог быть не чем иным, как твёрдым и существенным жилищем для него и его семьи.
Кроме простого перечисления имён у нас нет никакой записи о потомстве Каина, пока мы не подходим к его потомкам в пятом поколении. Маленькие крупицы знания о Ламехе и его семье представляют яркую картину человеческого растления, пути детей этого мира. Мы видим начало плотской жизни, которая подразумевает утрату осознания Бога и всякого страха нарушить божественные законы; мы видим, что она делает нынешние обстоятельства как можно более комфортными и потакающими человеку, заменяя духовное стремление искусством, наукой и интеллектуальными поисками; при помощи различных развлечений и удовольствий она отвергает мысль об изгнании; и, наконец, мы видим, что она полностью сосредотачивается на себе и бросает ожесточённый вызов Богу.
Ламех нарушил древний закон брака и был первым многожёнцем, тем самым доказав полное безбожие, в которое вступил Каин. Перечисление имён его жён, возможно, показывает состояние общества его круга. Ада означает «украшение» или «красота», а Цилла означает «тень», что может указывать на её густые локоны. Его дочь также звали «Ноема», то есть «красивая». В родословии семьи Сифа не упоминаются имена ни жён, ни дочерей. Возможно, здесь мы видим указание на то, что женщины вокруг потомков Каина занимали чрезвычайно важное место и что их личная красота и плотская привлекательность была их единственным ценным качеством.
Из сыновей Ламеха Иавал отличался тем, что он был первым, кто собирал скот в стада и жил жизнью кочевника. Возможно, проигнорировав Божий запрет, он начал употреблять в пищу мясо животных и молоко, чтобы избежать труда над проклятой землёй. Иувал изобрёл музыку, а Тувалкаин ― искусство работы с металлом.
Последний кусочек информации, который у нас есть о Ламехе, содержится в его словах его жёнам. Возможно, это была своего рода песня, которая была популярна среди людей до потопа. Но она источает хвастливый дух самонадеянности ― который, по-видимому, исходит от оружия, выкованного Тувалкаином, ― и гордой мести, готовящий нас к словам, что вскоре вся земля наполнилась насилием. Если перевести её буквально, она будет звучать так:
«Ада и Цилла! послушайте голоса моего;
Жёны Ламеха! внимайте словам моим:
Я убил мужчину в ответ на то, что меня ударили,
И отрока в ответ на мою рану;
Если за Каина отмстится всемеро,
То за Ламеха в семьдесят раз всемеро».
По-видимому, это означает, что он поссорился с молодым человеком, и когда тот ранил и ударил его, он убил его в отместку. Бог провозгласил семикратную месть тому, кто убьёт Каина, но теперь пусть все знают, что, если кто-нибудь ранит Ламеха, месть будет в семьдесят семь раз, если кто-нибудь лишь ранит или ударит его, он в отместку возьмёт его жизнь.
Это последние слова, которые мы видим о семье Каина, как того, кто был отделён от остального мира. Её первым предком был убийца; и она исчезает в личности многожёнца, убийцы и открытого поклонника бога силы.
Но когда мы обращаемся к потомкам Сифа, ситуация меняется. Мы уже не видим зависти, борьбы, распущенности и насилия; наши уши уже не слышат мычания стад, аккордов мягкой музыки, которая призвана умиротворить беспокойную совесть, стука наковальни, похвалы гордых хвастунов и всего слившегося грохота, который поднимается от мира, живущего без Бога и старающегося победить Его проклятие.
Мы видим бедных и сокрушённых людей; они трудятся день за днём, чтобы добывать пищу из неплодородной почвы согласно назначению от их Бога; они терпеливо ждут, когда Он проявит милость, и смиренно признают Его карающую руку над ними. Они не участвуют в истории земли; она пишется потомками Каина. Как странники и пришельцы в мире, они воздерживаются от плотских вожделений; они не строят городов, они не изобретают искусства, они не придумывают развлечений. Они не думают о стране, в которой живут; они ищут лучшей, то есть небесной, страны. И наконец, мы видим указание на это в имени Ноя (Быт. 5:29); они постоянно помнят о проклятии, которое Бог наложил на землю.