Глава 7. Век свободы (6)

Глава 7. Век свободы

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Спустя какое-то время братья принесли каждый своё приношение Господу, представив его, возможно, у ворот Рая. И Бог призрел на Авеля и его приношение, а на Каина и его приношение Он не призрел.

Причина этого различия представляет для нас огромный интерес, потому что в последние дни многие, согласно пророчеству Иуды (Иуд. 11), пошли путём Каина; богословие первого убийцы представляет собой большую и растущую школу нашего времени. Он не отрицал существование Бога и не отказывался поклоняться Ему. Нет, он признал Его как Даятеля всего благого и принёс Ему приношение от плодов земли в качестве признания Его щедрости. Но он не пошёл дальше этого, и поэтому, хотя живущие с ним могли счесть его хорошим и религиозным человеком, он не мог удовлетворить Бога. Будучи ещё в своих грехах, он решился подойти к Святому без пролития крови; он готов был занять место зависимой твари, но он не хотел исповедовать, что он грешник, достойный смерти, который может быть спасён только посредством заместительной жертвы.

Это прообраз многих тех, кто в наши дни рассуждает о благодеяниях и любви Творца и всегда готов хвалить Его за эти качества и кто говорит об их пользе, но не упоминает о своём никчемном и греховном состоянии и даже не думает о совершенной святости и справедливости, которые являются такими же элементами Божьего разума, как и любовь. Но Всевышний не принял жертву Каина, ибо никто не может поклоняться Ему без пролития крови, крови Агнца, приготовленного Им; сначала должна быть жертва за грех, затем ― жертва благодарения; мы можем войти в Святое Святых и предстать перед Крышкой умилостивления, только пройдя через разорванную завесу Христовой плоти.

Авель знал кое-что об этом и исповедал это, поэтому он принёс первородных своего стада и излил их кровь-жизнь в качестве смиренного признания своего состояния. И Бог сразу же принял его жертву, возможно, как многие думали, послав огонь из Шехины, чтобы сжечь её, и тем самым показав в прообразе, что Его гнев по отношению к Авелю будет удовлетворён Заменой.

При этом лицо Каина поникло, и он разозлился; он совершил ужасный грех ― он осудил своего Творца и проявил свой человеческий гнев по отношению к Его праведным делам. Тем не менее, Бог не сразу отказался от грешника и не предоставил его судьбе. Он терпеливо разговаривал с Каином как со своенравным ребёнком; Он хотел вернуть его к здравому разуму, указав на его злое состояние и на то, что ужасный грех притаился у дверей, готовый прыгнуть на него, как какой-то хищный зверь на свою добычу. Он продолжал обещать, что, если преступник покается и переменится, он также будет принят и сохранит своё превосходство над своим братом, которое законно принадлежало ему по праву первородства, данному ему Творцом.

Но милостивое увещевание было напрасным; Каин воспользовался своей возможностью, и семя греха, посаженное в Адаме, созрело и стало убийством в его старшем сыне.

Прошло немного времени, и Бог спросил о крови. «Где, ― спросил Он Каина, ― Авель, брат твой?» И снова, как и в случае с Адамом, Он спросил, обладая при этом полным знанием, чтобы дать преступнику возможность осудить себя и исповедать свою вину. Поступи Каин так, он бы нашёл надежду. Но он во второй раз заклеймил себя знаком змея, добавив к убийству и ложь. «Не знаю, ― ответил он, ― разве я сторож брату моему?» Он настолько ожесточился, что охотно отрицал истину даже в присутствии всеведущего Бога. Поэтому он тут же был подвергнут суду; его покрывало лжи было сорвано, и его преступление во всей его черноте было обнажено при помощи проницательных слов: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли».

Каин был безмолвен, он не мог ни защищаться, ни оправдываться, и Бог продолжил выносить приговор. Земля, которая отверзла уста и приняла кровь его брата, получит второе проклятие и больше не будет давать силы даже в ответ на самый тяжёлый труд. Кроме того, убийца не должен оставаться со своими родителями в Едеме; его следовало изгнать от присутствия Господа, от вида херувимов и славы, чтобы он был изгнанником и скитальцем на земле. Но человеческая рука не должна касаться его. Другие члены его семьи и потомки Авеля, если они и были, не могли отомстить ему за это преступление под угрозой семикратной мести, поскольку судебная власть ещё не была доверена человеку.

Так наши прародители лишились обоих сыновей в один день. Насколько потрясены они были развитием зла, которое их преступление принесло в мир! Но Бог всякого утешения был милостив, и примерно в то же время Он дал им ещё одного сына, которого Ева назвала Сиф, то есть «назначенный». Она сказала: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин». Интересно, что здесь она приписывает дар Элохиму, а не Иегове; возможно, это показывает, что её надежда уступила место подавленности. После того как она сто тридцать лет ждала обещанного Семени, в итоге она впала в отчаяние, и, не видя в Сифе ничего больше обычного сына, она благодарит Элохима, а не сохраняющего завет Иегову. Но она опять ошиблась. Долгим и трудным было время ожидания, и горькими были разочарования, но наконец она обрела первое звено в цепи, которое должно было привести к обещанному Семени; от линии Сифа должен был выйти Христос.

Продолжение главы 7 >>