Глава 13. Теософия (7)

Глава 13. Теософия

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Мы уже увидели, что теософы описывают человека, как состоящего из четырёх элементов, два их которых — это тело и астральное тело, составляющие мужской принцип, а третий — это Душа, являющаяся женским началом. Оставшаяся часть — это дух, являющийся эманацией из Бога, и следовательно, Богом; поэтому каждый человек носит в себе Бога! А Душа находится между Божественным элементом и Телом; и «для того чтобы надлежащим образом исполнить свою функцию по отношению к человеку и привлечь его вверх к себе, она должна постоянно стремиться к Божественному Духу внутри себя, центральному солнцу в себе, женскому началу в человеке» («Совершенный путь», с. 188). Но если ей это не удастся, она соединится с Телом и весь человек будет как первый Адам из земли. «С другой стороны, результатом постоянного стремления души к Богу — то есть Духу внутри неё — и её последующего действия против Тела является то, что она станет настолько пропитанной и пронизанной Духом, что у неё не будет своей воли, а между Душой и Духом всё будет едино, они будут составлять одну совершенно гармоничную систему, каждый элемент которой находится под полным управлением центральной Воли. Это единение, происходящее в человеке, составляет Искупление. И в ком это происходит в высшей степени, в нём Природа реализует идеал, к которому она стремилась, когда впервые вышла от Бога» («Совершенный путь», с. 217). Брак Духа и Невесты произошёл, и результатом является новое рождение — человек, рождённый от Воды и Духа, при этом вода является символом женщины. Этот «человек, рождённый в нас заново из воды — наше возрождённое «я», Христос Иисус и Сын человеческий, спасающий нас, называется Вождём нашего спасения — делается совершенным через страдания. Эти страдания каждый человек должен вынести сам. Лишать кого-либо страданий, перекладывая последствия его поступков на другого, значит не помочь ему, а лишить его средства искупления» («Совершенный путь», с. 217-218).

«Хотя искупление, как нечто целое, является одним, его процесс многообразен и состоит из различных действий, духовных и интеллектуальных» («Совершенный путь», с. 220). Место не позволяет нам войти в их конкретное описание; мы можем лишь отметить, что, как утверждается, они показаны в шести действиях Меньших и Больших Таинств. Первые три из них — Обручение, или начальное очищение посредством Крещения, Искушение, или Испытание, и Страсть, или Реинкарнация, — «принадлежат к Таинствам Рационального Человечества и отличаются от таинств Духовного Человечества». Конкретное действие, которым завершается и проявляется Страсть, называется Распятием. «Это Распятие означает полное и неограниченное подчинение — если необходимо, то и смерти — без противостояния, даже в желаниях, со стороны природного человека» («Совершенный путь», с. 220). «Это последний этап Малых Таинств», которые принадлежат Покоям Царицы в Древней Пирамиде4, «и завершает вход в них. Сразу после того как Христос испустил дух — или полностью отказался от низшей жизни — Он вошёл в Своё царство, и завеса в Храме была разорвана сверху донизу. Эта завеса отделяет скрытое место от Святого Святых; и её разрыв указывает на прохождение человека в царстве Божьем или на Душу, символом которой являются Покои Царя». «Последние три деяния — Погребение», для которого должен был использоваться саркофаг, находящийся в Большой Пирамиде, «Воскресение и Вознесение — принадлежат к Великим Таинствам Души и Духа, Дух является центральным Господом, Царём и Адонаем системы и Мужем Невесты, или Души» («Совершенный путь», с. 249). «Седьмое и заключительное действие всего процесса следует за совершением трёх этапов Великих Таинств Царя, или Духа, и называется «Завершением Свадьбы Сына Божьего». В этом действии Царь и Царица, Дух и Невеста, πνεϋμα и νύμφη соединяются в неразрывном союзе; Человек становится чистым Духом, а Человеческое наконец принимается в Божественное» («Совершенный путь», с. 250). «Это «Суббота» евреев, «Нирвана» буддистов и Трансмутация алхимиков» («Совершенный путь», с. 251).

Примечание 4: Оккультисты утверждают, что «Пирамида является иллюстрацией как в характере, так и во времени различных уровней истории души от её первого появления в Материи до её окончательного триумфального высвобождения и возвращения к Духу». Это строение, как они утверждают, использовалось для празднования таинств.

Человек, достигший завершения Великих Таинств, является не просто адептом, а «Христом». Такое величие, однако, «хотя потенциально открыто для всех, если и открыто в настоящее время, то лишь для немногих. И ими могут быть исключительно те, кто, пройдя через многие переселения и дойдя до зрелости, прилежно обращал свою жизнь к лучшей доле посредством постоянного развития всех высших способностей и качеств человека, и те, кто, не отвергая телесный опыт, сделал своей целью и стремлением Дух, а не тело» («Совершенный путь», с. 226-227). И для достижения подобного результата они подчинили себя «наиболее суровой дисциплине и обучению — физическому, интеллектуальному, моральному и духовному». Такими были Осирис, Митра, Кришна, Зоротустра, Дионисий, Будда и Иисус; и хотя под небом не было дано ни одного имени, которым человек мог бы быть спасён, кроме имени Христа, тем не менее этого имени были удостоены многие («Совершенный путь», с. 37).

Продолжение главы 13 >>