Глава 13. Теософия
Мы уже увидели, что теософы описывают человека, как состоящего из четырёх элементов, два их которых — это тело и астральное тело, составляющие мужской принцип, а третий — это Душа, являющаяся женским началом. Оставшаяся часть — это дух, являющийся эманацией из Бога, и следовательно, Богом; поэтому каждый человек носит в себе Бога! А Душа находится между Божественным элементом и Телом; и «для того чтобы надлежащим образом исполнить свою функцию по отношению к человеку и привлечь его вверх к себе, она должна постоянно стремиться к Божественному Духу внутри себя, центральному солнцу в себе, женскому началу в человеке» («Совершенный путь», с. 188). Но если ей это не удастся, она соединится с Телом и весь человек будет как первый Адам из земли. «С другой стороны, результатом постоянного стремления души к Богу — то есть Духу внутри неё — и её последующего действия против Тела является то, что она станет настолько пропитанной и пронизанной Духом, что у неё не будет своей воли, а между Душой и Духом всё будет едино, они будут составлять одну совершенно гармоничную систему, каждый элемент которой находится под полным управлением центральной Воли. Это единение, происходящее в человеке, составляет Искупление. И в ком это происходит в высшей степени, в нём Природа реализует идеал, к которому она стремилась, когда впервые вышла от Бога» («Совершенный путь», с. 217). Брак Духа и Невесты произошёл, и результатом является новое рождение — человек, рождённый от Воды и Духа, при этом вода является символом женщины. Этот «человек, рождённый в нас заново из воды — наше возрождённое «я», Христос Иисус и Сын человеческий, спасающий нас, называется Вождём нашего спасения — делается совершенным через страдания. Эти страдания каждый человек должен вынести сам. Лишать кого-либо страданий, перекладывая последствия его поступков на другого, значит не помочь ему, а лишить его средства искупления» («Совершенный путь», с. 217-218).
«Хотя искупление, как нечто целое, является одним, его процесс многообразен и состоит из различных действий, духовных и интеллектуальных» («Совершенный путь», с. 220). Место не позволяет нам войти в их конкретное описание; мы можем лишь отметить, что, как утверждается, они показаны в шести действиях Меньших и Больших Таинств. Первые три из них — Обручение, или начальное очищение посредством Крещения, Искушение, или Испытание, и Страсть, или Реинкарнация, — «принадлежат к Таинствам Рационального Человечества и отличаются от таинств Духовного Человечества». Конкретное действие, которым завершается и проявляется Страсть, называется Распятием. «Это Распятие означает полное и неограниченное подчинение — если необходимо, то и смерти — без противостояния, даже в желаниях, со стороны природного человека» («Совершенный путь», с. 220). «Это последний этап Малых Таинств», которые принадлежат Покоям Царицы в Древней Пирамиде4, «и завершает вход в них. Сразу после того как Христос испустил дух — или полностью отказался от низшей жизни — Он вошёл в Своё царство, и завеса в Храме была разорвана сверху донизу. Эта завеса отделяет скрытое место от Святого Святых; и её разрыв указывает на прохождение человека в царстве Божьем или на Душу, символом которой являются Покои Царя». «Последние три деяния — Погребение», для которого должен был использоваться саркофаг, находящийся в Большой Пирамиде, «Воскресение и Вознесение — принадлежат к Великим Таинствам Души и Духа, Дух является центральным Господом, Царём и Адонаем системы и Мужем Невесты, или Души» («Совершенный путь», с. 249). «Седьмое и заключительное действие всего процесса следует за совершением трёх этапов Великих Таинств Царя, или Духа, и называется «Завершением Свадьбы Сына Божьего». В этом действии Царь и Царица, Дух и Невеста, πνεϋμα и νύμφη соединяются в неразрывном союзе; Человек становится чистым Духом, а Человеческое наконец принимается в Божественное» («Совершенный путь», с. 250). «Это «Суббота» евреев, «Нирвана» буддистов и Трансмутация алхимиков» («Совершенный путь», с. 251).
Примечание 4: Оккультисты утверждают, что «Пирамида является иллюстрацией как в характере, так и во времени различных уровней истории души от её первого появления в Материи до её окончательного триумфального высвобождения и возвращения к Духу». Это строение, как они утверждают, использовалось для празднования таинств.
Человек, достигший завершения Великих Таинств, является не просто адептом, а «Христом». Такое величие, однако, «хотя потенциально открыто для всех, если и открыто в настоящее время, то лишь для немногих. И ими могут быть исключительно те, кто, пройдя через многие переселения и дойдя до зрелости, прилежно обращал свою жизнь к лучшей доле посредством постоянного развития всех высших способностей и качеств человека, и те, кто, не отвергая телесный опыт, сделал своей целью и стремлением Дух, а не тело» («Совершенный путь», с. 226-227). И для достижения подобного результата они подчинили себя «наиболее суровой дисциплине и обучению — физическому, интеллектуальному, моральному и духовному». Такими были Осирис, Митра, Кришна, Зоротустра, Дионисий, Будда и Иисус; и хотя под небом не было дано ни одного имени, которым человек мог бы быть спасён, кроме имени Христа, тем не менее этого имени были удостоены многие («Совершенный путь», с. 37).