Глава 13. Теософия (4)

Глава 13. Теософия

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Поскольку существует только одна субстанция, это значит, что субстанция души и присутствующая во всём субстанция Божества — это одно и то же. «Жизнь из этой субстанции также называется Богом, который, будучи живой субстанцией, одновременно является Жизнью и Субстанцией, одним и при этом двумя или двумя в одном. И то, что выходит из этих двух и что по-богословски называется Сыном и Словом, является обязательным выражением обоих и, потенциально, вселенной; ибо Он создаёт её по Своему Божественному образу посредством Духа, которого Он получил. Божественная субстанция в своём изначальном состоянии является однородной. Следовательно, каждая её монада обладает потенциалом целого. Каждая человеческая душа в своём изначальном состоянии состоит из такой монады. И из той же субстанции, спроецированной на низшие уровни, состоит материал вселенной. Однако в результате такой проекции не происходит радикальной перемены природы; но её проявление — на каком бы уровне это ни происходило — всегда подобно Троице в единстве; из этой субстанции происходит проявление эволюции её Троицы. Итак, если двигаться от внешнего к внутреннему, к нижнему, на физическом уровне это Сила, вселенский Эфир и их отпрыск — материальный мир. На интеллектуальном уровне это Жизнь, Субстанция и Феномен. На духовном уровне — изначальной точке излучения — это Воля, Мудрость и Слово. И на всех уровнях в том или ином виде это Отец, Мать и Дитя» («Совершенный путь», с. 17-18).

Последние несколько предложений мы процитировали без сокращений, поскольку они важны. Они содержат ясное объяснение лже-Троицы в том виде, как ей учат, по сути, все языческие системы. Её непримиримое и богохульное противостояние откровению Библии будет объяснено ниже, но сейчас нам необходимо сделать краткий обзор.

Монады божественной субстанции сначала заключены без индивидуализации в чём-то материальном. И «нет вида Материи, в которой не существует потенциальности личности, и следовательно человека. Каждая молекула — это форма вселенского сознания. Без сознания не бывает существа. Сознание — это существо. Самое раннее проявление сознания появляется в послушании, видимых в законах гравитации и химического сродства, составляющих основу появившихся позднее органических законов усвоения пищи. И осознание, память и опыт, явленные в человеке, представляют собой накопленные за многие века труд и мысли, которые, постепенно развиваясь, ведут его через развитие сознания от органических комбинаций вверх к Богу. Таково тайное значение старой тайны-истории, повествующей о том, как Девкалион и Пирра по указанию Фемиды (Мудрости) произвели мужчин и женщин из камней, и так люди обновили землю» («Совершенный путь», с. 19).

Затем, пройдя от минерального царства, монада проявляется в низших формах органической жизни и в этот момент приобретает индивидуализацию за счёт самозарождения и становится душой или ядром клетки, в которой она проявляет себя. «И однажды сформировавшись, она способна при распаде этой клетки перейти в другую клетку, передав ей информацию» («Совершенный путь», с. 18). И так она развивается в серии жизней от растительной жизни к животной и от животной к человеческой. Пережив несколько существований в последнем состоянии, при этом условия каждого перерождения зависят от результата, или кармы, предыдущей жизни, она поднимается к сверхъестественному. И наконец, она оставляет своё существование и переходит в существо, из которого она произошла в начале; но она возвращается с индивидуальностью, полной осознания, и накопленным опытом. И вернувшись, она воссоединяется с Божеством; следовательно, «Бог — это огромное духовное тело, составленное из многих индивидуальных элементов, из которых у всех одна воля и, следовательно, которые являются одним. Это состояние единства с Божественной Волей и Существом составляет то, что в индуистском мистицизме названо небесной Нирваной. Но хотя отдельная личность и становится чистым духом, или Богом, она сохраняет свою индивидуальность. И вместо того чтобы в итоге слиться в Одно, Одно становится множеством. Так Бог становится миллионами. Бог — это множество, и народы, и царства, и языки; и голос Бога подобен звуку многих вод» («Совершенный путь», с. 46).

Это схема дерзкой попытки отрицать Отца и Сына и поставить перед людьми чрезвычайно заманчивое старое искушение: «Вы будете как Бог». Это была одна из тайн, которым учили посвящённых в древности, и некоторые из великих мудрецов якобы помнили предыдущие инкарнации, особенно Кришна, Пифагор, Платон, Аполлоний и Будда Гаутама. «Последний из них — вестник, исполнивший для мистиков Востока то же, что шестьсот лет спустя сделает для мистиков Запада Иисус — сумел восстановить память о пятиста пятидесяти своих реинкарнациях. И главный итог его доктрины состоит в том, чтобы побудить людей жить так, чтобы сократить количество и длительность их земных жизней. «Тот, — говорят индуистские писания, — кто в течение своей жизни восстанавливает память обо всём, что усвоила его душа, уже является Богом» («Совершенный путь», с. 22-23).

Продолжение главы 13 >>