Глава 13. Теософия
Это возможно, поскольку Откровение предсказывает будущее схождение падших ангелов на землю, событие, которое скоро рассеет скептицизм в отношении прошлого. Но даже сейчас признаков достаточно, и их можно найти не только в библейском повествовании о нефилимах, но и в мифах всех народов. Какое значение, например, мы придадим истории о том, что Церера наставила людей в сельском хозяйстве? Почему музыка приписывается Аполлону, а красноречие — Меркурию? Откуда появилась легенда о великом Титане [Прометее], который, бросив вызов Зевсу, открыл людям искусство цивилизации и научил их медицине, астрономии и гаданию, а также украл огонь для них с неба? Или разве нет оснований для содержащегося в таинственной книге Еноха списка искусств, которые нефилимы раскрыли людям (Книга Еноха 2:8); разве нет истины в воззвании Михаила и его товарищей, когда они говорят: «Так посмотри же, что сделал Азазел, как он научил на земле всякому нечестию и открыл небесные тайны мира» (Книга Еноха 2:9)?
Если древний философ черпал свою раннюю информацию из такого источника, мы перестаём удивляться её обширности. Намёки на знакомство со сферической формой земли и тот факт, что она вращается вокруг солнца, судя по всему, содержащиеся в ведах, уже не кажутся невероятными. Мы можем спокойно выслушать астрономические откровения о великих пирамидах. Нас также не смущает утверждение о том, что многие хвалёные результаты современной науки были включены в наставления, дававшиеся посвящённым в таинства Гермеса и Орфея, элевсинские и каббалистические таинства, а также были знакомы халдейским мудрецам, египетским священникам, индуистским оккультистам, ессеям, терапевтам, гностикам и теургам неоплатоникам.
И поскольку мы читаем о том, что все оккультисткие общества были связаны с постоянным изучением и, следовательно, занимались им, мы будем вынуждены признать, что они давно превзошли границы современной науки, видя, что она является накоплением опыта сравнительно небольшого количества поколений. Они ещё дальше продвинулись в метафизике и психологии, дисциплинах, которые они считали наиболее важными.
«Есть нечто большее, — говоря словами А. П. Синнетта, — чем просто археологический интерес в отождествлении оккультной системы с доктринами посвящённых организаций во все века истории мира, и мы видим её отождествление с ключом к философии религиозного развития. Оккультизм — это не просто изолированное открытие, показывающее человечеству, как обладать некими силами над Природой, которое пропадает при более узком изучении Природы с чисто материалистической точки зрения; это озарение, которое падает на прежние ценные духовные размышления, которое сплетает вместе несколько на первый взгляд различных систем. Это духовная философия, то, что санскрит сравнивает с филологией; это общий ствол философских корней. Иудаизм, христианство, буддизм и египетское богословие — всё это соединяется в одной семье идей» («Мир оккультизма», с. 6).
Последнее предложение, несомненно, истинно, учитывая, что мы помним, что «иудаизм» здесь означает Каббалу, что христианство означает не чистую и простую веру, показанную в Новом Завете, а экклезийную смесь язычества, которому авторы «Совершенного пути» ясно выражают свои обязательства:
«Ибо подобно пуританам, которые покрыли штукатуркой и закрыли и скрыли от вида священные образы и украшения, отвратительные для них, ортодоксия на протяжении веков, по крайней мере, сохранила символы, содержащие истину под ошибками, закрывающими её».
Когда подлинное значение этих символов станет широко известно, будет очевидно, зачем посвящённые пытаются протащить их в Церковь. Откровение их истинной природы разобьёт веру всех, кто полагается на них, ошибочно принимая их за христиан, и приготовит гладкую дорогу для продвижения великого отступничества.
Итак, посредством различных загадочных ассоциаций оккультизм прошёл путь со времени Тайн до наших дней. Единственное братство, известное сегодня во внешнем мире, — это то братство, которое пустило свои ростки по всему Востоку и чья штаб-квартира, по-видимому, находится в Тибете. Оно открыто для любого, кто может доказать, что подходит для членства; но неофит, или «чела», должен подвергаться обучению в течение многих лет и пройти через ужасные испытания, прежде чем он будет полностью посвящён. Эти испытания, как утверждается, устраиваются не по капризу, не составляются для поддержания ревностной исключительности, а необходимы для самого ученика, чтобы подготовить его для невероятного откровения, которое наконец вознаградит его за успешное терпение.
Но — как сообщают те, кто имеет власть в своих утверждениях — развитие современной науки, и особенно развитие эволюционной философии, подготовило мир для более глубокого учения, и братья решили, что наступил час для сообщения с миром и для того, чтобы оказать влияние на его религию и философию. Однако посредством своих практик они стали настолько бестелесными, что не могли вынести сообщения с грубой человеческой природой; поэтому необходимо было использовать посредников.