Глава 13. Теософия
За последние несколько лет в кильватере спиритизма появилось ещё одно чуждое учение, такое же разрушительное для веры и открыто заявляющее о своём языческом происхождении. Мы имеем в виду теософию, частую тему разговоров, которая постоянно появляется в периодической печати и другой современной литературе. Поскольку мы считаем её возрождением философии, сообщённой нефилимами, и верим, что в её учениях можно определить признаки последнего отступничества, мы постараемся изложить свои серьёзные соображения.
Многие столетия христиане не подозревали об истинной природе ранних религиозных систем. Язычество обычно считалось грубым поклонением деревьям и камням, огромным суеверием, настолько лишённым интеллектуальности, что стоит его однажды изгнать, как оно никогда больше не вернётся и не сможет снова обманывать просвещённый и образованный мир. Неразумно предполагалось, что оно вышло из невежества и умственной неспособности; но его чудесная сила адаптации к плотскому разуму наталкивает на мысль о том, что оно вышло от тех сил в воздухе, которые повлияли на разрушение наших первых прародителей. И предположение о том, что всему исходящему из этого источника недостаёт интеллектуальной энергии и красоты, настолько же глупо, как попытки изобразить падшую Утреннюю Звезду в виде рогатого чудовища. У нас почти нет шансов избежать его ловушки, если мы не признаем того факта, что все интеллектуальные ресурсы находятся под его управлением и под управлением его воинств, и «что в зле есть великая сущность».
Поэтому мы вправе ожидать, по крайней мере, смутного отражения этого величия в тех, кто был вдохновлён падшими ангелами и кто научился принимать их как своих господ. Такое ожидание не принесёт разочарования; поскольку, если мы исследуем раннее язычество в свете последних открытий, мы вскоре обнаружим, что его главная сила как раз лежит в его интеллектуальной привлекательности и что многие его священники и начинатели были известны как философы и люди науки.
Но вот что ещё более странно: если после нашего исследования мы посмотрим на сегодняшний мир, то увидим, что люди девятнадцатого века возвращаются к мудрости давно ушедших времён и что современная мысль продолжает свой полёт на крыльях древнего знания. Да, практически каждая черта древности появляется снова. Открытое сообщение с бесами широко возобновляется в самом сердце христианского мира и даже среди прежних протестантов-саддукеев; во многих кругах занимаются волшебными практиками: предпринимаются попытки восстановить влияние древних тайн, которые всегда хранились несколькими посвящёнными; снова проводятся месмерические исцеления; выросло количество звездочётов и исследователей планет, а многие ученики ревностно помогают восстановить власть астрологии над человеческим родом; использование волшебной палочки и бесчисленные другие практики древних и средневековых времён снова становятся всё более распространёнными. И каким бы невозможным это ни казалось несколько лет назад, все эти «суеверия» плывут к нам на волне «современных мыслей». Они приходят уже не облечёнными в тайну и не заявляют о чудодейственном или божественном, а согласно духу века представляются плодами науки, доказательством прогресса знания в том, что касается законов видимого и невидимого миров.
«Если мы не ошибаемся в отношении знамений, — говорит автор «Разоблачённой Изиды», — приходит день, когда мир получит доказательства того, что только древние религии были в гармонии с природой, а древняя наука обладала всем возможным знанием… Эра разочарования и воссоздания скоро начнётся — нет, она уже началась. Цикл уже практически завершился; новый цикл вот-вот начнётся, а будущие страницы истории будут содержать полные факты и исчерпывающие доказательства того, что:
«Если верить в древний род,
Сходящие духи сообщались с человеком
И говорили им секреты неизвестного мира».
(«Разоблачённая Изида», том 1, с. 38)