Глава 11. Спиритизм (часть 2). Свидетельство истории
Хиларий любезно добавил, что сам Феодор ничего не знал об этом сеансе, но, тем не менее, позднее его быстро схватили и казнили. Но его смерть не удовлетворила подозрительного Валента: впоследствии многие невинные люди были казнены только из-за того, что им не посчастливилось иметь имя, начинавшееся с роковых букв THEOD. Но предсказание кольца и стола не оказалось ложным; по смерти Валента, после его поражения от готов при Адрианополе императором Востока был провозглашён прославленный Феодосий.
Эта замечательная история, по-видимому, доказывает, что треножник, часто упоминаемый классическими авторами, был связан не просто с гаданием, а с гаданием, подобным тому, что сейчас в моде, поскольку стол необходимо было оснастить чем-то, передававшим движение, прежде чем спрашивать что-либо. Скорее всего, это движение производилось так же, как у нынешних спиритистов. Из деталей последующего повествования можно узнать, что использование алфавита для общения с духами, считающееся чем-то современным, было хорошо известно посвящённым пятнадцать столетий назад. И наконец, то, что на престол взошёл Феодосий, является ещё одним доказательством чудесного, хотя и ненадёжного, предузнания бесов.
Переместившись на полвека в анналах истории, мы походим к Августину, по словам которого римские оракулы и предсказатели, да и само их правительство, связано с бесами. К многочисленным богам он относится как к злым духам, он решительно изобличает растлевающее влияние их известной истории и распутных церемоний их публичного поклонения, хотя они и предлагают несколько туманных учений о нравственности («О граде Божьем», 2:26). Он с негодованием вспоминает, что бесы предсказали успех чудовищу Силле, сопроводив свои предсказания чудесными знамениями, но никогда не кричали: «Прости своих крестьян, Силла!» («О граде Божьем», 2:24). Он рассуждает над заявлением Гермеса Трисмегиста о том, «что видимые и осязаемые образы являются лишь телами богов и что в них обитают определённые духи, приглашённые, чтобы войти в них, имеющие силу причинять вред или исполнять желания тех, кому оказывается божественный почёт и кому оказывается служение» («О граде Божьем», 8:23). Он верит, что злые духи способны произвести видения и явления по желанию и заключает свою историю о священном быке египтян следующими словами: «Что люди могут делать с реальными цветами и веществами, то легко могут сделать бесы, показав нереальные формы» («О граде Божьем», 18:5).
Совсем не нужно тратить больше времени, чтобы доказать очевидный факт о постоянном сообщении между злыми духами и сыновьями человеческими. Приведённых нами примеров достаточно для нашей цели, и мы уже превзошли их границы. Поэтому мы вынуждены пропустить магов, чародеев, астрологов, волшебников и ведьм средневековья6; левитацию, видения и чудесные исцеления папства; людей оби из Африки, которые даже сохранили еврейское название; а также огромное количество людей и событий, которые бы потребовали нашего внимания, если бы мы изучали историю общения с бесами.
Примечание 6: Интерес представляет следующий отрывок из книги Рамузио «Марко Поло», который доказывает распространение спиритических практик при дворе величайшего монарха Востока во второй части тринадцатого века.
«Великий хан (Хубилай), как необходимо увидеть, считал, что христианская вера самая истинная и лучшая, поскольку, как он говорит, она повелевает только хорошее и святое. Но он не позволяет христианам нести крест перед собой, потому что на нём бичевали и убили такого великого и вознесённого Человека, как Христа».
Возможно, кто-то спросит: «Поскольку он считает христианскую веру лучшей, почему он не присоединится к ней и не станет христианином?» Он сказал: «Как ты можешь заставить меня стать христианином? Ты видишь, что христиане в этих местах настолько невежественны, что не могут достичь ничего, а идолослужители могут сделать всё, что пожелают, до такой степени, что, когда я сижу за столом, чаши с середины зала подходят ко мне полные вина или другого напитка, и никто их не касается, и я пью из них. Они управляют бурями, заставляя их проходить в любом направлении по их желанию, и совершают многие другие чудеса; а их идолы, как ты знаешь, говорят и дают им предсказания по любой теме, которую они выберут. Но если я обращу веру к Христу и стану христианином, тогда мои вельможи и другие необращённые скажут: «Что заставило тебя креститься и принять веру Христа? Какие силы или чудеса ты видел с Его стороны? (Ты знаешь, что идолослужители здесь говорят, что их чудеса совершаются святостью и силой их идолов.) Я не знаю, как на это ответить; поэтому они лишь утвердятся в своих ошибках, и идолослужители, являющиеся адептами этого поразительного искусства, легко замыслят мою смерть». — Юл, «Марко Поло».