Глава 11. Спиритизм (часть 2). Свидетельство истории (3)

Глава 11. Спиритизм (часть 2). Свидетельство истории

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Очевидно, что месмеризм практиковали в Египте с древних времён, как мы видим по изображениям жрецов, совершавших движения рук, и пациентов под их манипуляциями, которые встречаются среди рисунков в храме. Есть много исторических указаний на этот факт, некоторые из которых мы уже упоминали в предыдущей главе. Здесь мы можем привести историю Рампсинита, предшественника Хеопса, рассказанную Геродотом (Геродот, 2:122). Рассказывают, что царь сходил живым в ад, и, поиграв в кости с Деметрой, вернулся назад невредимым; это история, которую можно объяснить переживанием месмерического транса.

Действительно, вся таинственная мудрость Египта была связана с запретным умением, и как часто его жрецы пользовались им, мы можем судить по их диете, которую месмеристы и ясновидцы считают необходимой. Клемент Александрийский говорит, что им не разрешалось есть мясо (Клемент, «Строматы», 7:6).

Храмы Изиды и Сераписа имели всемирно известную репутацию из-за совершаемых в нём магнетических исцелений и из-за предписаний, которые диктовались ясновидцами точно так же, как и в наши дни. А часто упоминаемый храмовый сон, несомненно, был месмерическим трансом, наводимым движениями рук, а иногда дымом особого курения, сопровождаемого музыкой лиры.

Страбон (Strab. 17:1) говорит, что в храме Сераписа в Канобе происходили настолько поразительные эпизоды сверхъестественного исцеления, что самые известные люди верили в них и были готовы быть введёнными в транс ради своей пользы или ради пользы других. Были назначены люди, которые вели учёт произведённых исцелений, а также ответов оракулов, которые оказались верными. Но больше всего географа поразило огромное количество паломников, которые добирались в святилище по каналу из Александрии, и когда они проплывали мимо, воздух наполнялся их игрой на флейте и танцами.

Геродот (Геродот, 2:58) предполагает, что «паломничества, процессии и введение (προσαγωγάς, prosagogas)» начались с египтян. Техническое значение последнего из трёх терминов не ясно, но, скорее всего, он указывает на вход паломников в святилище, где верховный жрец выставлял некие священные реликвии или саму статую божества2.

Примечание 2: Нетрудно применить эти термины к современным паломни­чествам. Первый означал бы путешествие к месту нахождения святилища, второй — марш-процессию от железнодорожного вокзала к святому месту, а третий — вход в церковь или грот.

Историк отмечает пять ежегодных паломничеств египтян к различным храмам (Геродот, 2:59, 60) и приводит красочное описание паломничества в Бубаст, описывая длинную вереницу лодок, полных мужчин и женщин, одни из которых дули в трубы и стучали кастаньетами, а другие пели и хлопали в ладоши. Местные подтвердили, что на этом празднике обычно присутствовало семьсот тысяч человек, не включая детей.

Ещё одним местом посещения был храм Изиды в Бусирисе (Геродот, 2:61), где паломники, и мужчины, и женщины, обыкновенно после принесения странной жертвы били себя перед святилищем. Удивительная популярность этой богини частично объясняется следующим отрывком из Диодора Сицилийского.

«Египтяне говорят, что Изида открыла многие снадобья для сохранения здоровья и преуспела в искусстве медицины; и, поскольку благодаря этому она достигла бессмертия, её величайшее удовольствие — исцелять смертных. Тем, кто обращается к ней за помощью, она диктует средства во сне, открыто являя и своё видение, и своё благодеяние просящим. И в доказательство этому они приводят не выдумки, подобные тем, которые рассказывают греки, а факты, очевидцами которых они были сами. Практически весь мир поддерживает их свидетельство, ревностно поклоняясь Изиде из-за её видимого явления при совершении ею чудес. Она встаёт над больными во сне и даёт рецепты снадобий для их болезни, и те, кто слушается её указаний, самым необъяснимым образом исцеляются. Многие исцеляются после того, как из-за серьёзности их заболевания врачи отказываются от них; и многие, полностью лишённые зрения или имеющие любую другую повреждённую часть тела, полностью исцеляются, как только они обращаются к этой богине» (Diod. Sic. 1:25).

Таким образом, мы видим, что диктовка предписаний ясновидящими — это не особенность современной фазы спиритизма. Трудно читать о явлении Изиды и паломничестве к её святилищам, не вспоминая при этом о том, что сейчас говорят и делают в связи со «Святой горой» Ла-Салетт в Лурде и других местах.

Продолжение главы 11 >>