Глава 11. Спиритизм (часть 2). Свидетельство истории (7)

Глава 11. Спиритизм (часть 2). Свидетельство истории

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Видения, упомянутые здесь, скорее всего, это не что иное, как духовные формы наших дней. Нам также не следует удивляться следующему отрывку, который, очевидно, описывает некромантов, напоминающих современных медиумов. Похоже, что вызывались духи мёртвых, и они сами, если они слушались вызывающего, или бесы, принимавшие их обличие, произносили недостойные и неприятные слова.

У следующего предложения может быть два прочтения. Первое elidunt: то есть они «отчуждают» мальчиков, умерщвляют их или в качестве жертвы, или берут знаки из их экскрементов или внутренностей. Но более вероятно второе, eliciunt, и оно указывает на вытягивание духа при помощи месмеризма, помещение пациента в состояние ясновидения, чтобы он мог произнести ответы оракула5. «Многие чудеса» вряд ли более многочисленны, чем те, о которых мы постоянно слышим сейчас и подлинность которых подтверждают достоверные свидетели.

Примечание 5: «И при этом я согласен с Платоном, что есть некоторые божественные силы, являющиеся по природе и местонахождению посредниками, находящиеся между богами и людьми, и что эти силы возглавляют всевозможные виды гадания и чудес, являемые волшебниками. Более того, я считаю, что человеческий разум, и особенно безыскусный разум мальчика, мог при помощи чар или одурманивающего влияния ароматов войти в сон и забыть всё, что было до этого; и после небольшого бессознательного состояния он может быть восстановлен и вернуться к своей природе, которая, несомненно, является бессмертной и божественной, и тем самым в этом трансе он может постичь то, что должно произойти. И если мы воспринимаем всё это серьёзно, мы понимаем, что мальчик, который должен предвидеть, должен быть выбран из-за красоты и здоровья своего тела, остроты своего разума и плавности речи; в таком случае, если божественная сила захочет обитать в нём как подходящем жилище — если она пожелает быть заключённой в тело мальчика — или чтобы его разум, как только он пробудится, быстро вернул себе силу гадания, глубоко укоренённую в нём и готовую выйти, когда нужно, и ничего не забыть. Ибо, как говорил Пифагор, нельзя высекать Меркурия из любого бревна» — Apul., Dе Magia, 43.

То, что подразумевается под «козлами и скрижалями», всегда было тайной, но мы можем предложить следующее решение. Мы уже отмечали, что слово сейрим, которое обычно означает «козлов», также указывает на «сатиров» или каких-то других бесов. Разве не сам Тертуллиан из-за отсутствия подходящего термина перевёл еврейское слово буквальным эквивалентом на латыни? И в этом случае гадание при помощи бесов и столов, а именно при помощи столов, которые двигают бесы, полностью соответствует современному стуку по столу.

И африканский апологет именно это имеет в виду; доказательство этого мы видим в странном повествовании из истории Аммиана Марцелина. Автор говорит, что во время правления Валента некие спиритисты были арестованы в Антиохии по обвинению в том, что они пытались узнать имя преемника императора посредством магического искусства. Стол, который они использовали, принесли в суд и поставили перед судьями; и после того как двоих обвиняемых, Хилария и Патриция, подвергли пыткам, Хиларий сделал следующее признание:

«Следуя за ужасными предзнаменованиями, о благороднейшие судьи, мы взяли лавровые побеги и по образу дельфийского треножника сделали этот зловещий столик, который сейчас перед вами. Затем, после того, как при помощи мистических чар и долгих манипуляций мы посвятили его, нам удалось привести его в движение.

И когда мы хотели получить ответы о неизвестном, он двигался следующим образом. Его поставили посреди дома, который был обрядово очищен со всех сторон аравийским курением, и на него положили простое круглое блюдо, сделанное из различных металлических сущностей. По краю блюда были искусно высечены двадцать четыре буквы алфавита, разделённые тщательно отмеренными интервалами.

После того как вызвано божество, дающее ответы, согласно законам церемониальной науки, человек, одетый в белый лён, обутый в обувь из того же материала с тюрбаном вокруг головы и ветвями счастливого дерева в руке встаёт над треножником и поддерживает равновесие кольца, висящего на тончайшей карпатской нити. Кольцо, приведённое в действие мистическими обрядами, бросается на определённое расстояние и попадает на особую букву, притягивающую его. Таким образом оно пишет героические стихи, являющиеся подходящим ответом на предлагаемые вопросы, стихи, довольно совершенные в смысле размера и рифмы, подобные тем, которые произносила питонисса или оракул Бранхиды.

В это время, указанное здесь, мы спрашивали, кто должен быть преемником нынешнего императора, вопрос, который вытекал из предыдущего заявления, что он должен быть во всех отношениях совершенным человеком. Кольцо устремилось к краю блюда и уже коснулось двух слогов THEO с буквой D на конце, когда один из присутствующих воскликнул, что судьба указывает на Феодора. Мы больше не стали об этом спрашивать, поскольку всем нам было довольно очевидно, что Феодор и есть тот человек, о котором мы все спрашивали» (Amm. Marc., 29:1, 29).

Продолжение главы 11 >>