Глава 11. Спиритизм (часть 2). Свидетельство истории (6)

Глава 11. Спиритизм (часть 2). Свидетельство истории

1   2   3   4   5   6   7   8   9

«Когда он пришёл в Рим, он сильно навредил Церкви, смутив многих и переманив их на свою сторону. И он удивлял язычников явлением магии и действием бесов настолько, что однажды пришёл посреди дня и повелел людям затащить меня в их театр, обещая, что пролетит по воздуху. Но пока толпа ожидала исполнения смелого заявления, я тайно молился. И действительно, он был поднят бесами и начал летать по воздуху, поднимаясь всё выше и восклицая, что он возвращается на небеса и изольёт благословения на них оттуда. И пока люди прославляли его как бога, я поднял руки к небу и от всего сердца стал молить Бога, чтобы ради Иисуса нашего Господа Он низверг губительного обманщика и лишил его силы бесов, поскольку он использовал их, чтобы ввести людей в заблуждение и разрушить их, чтобы Он ударил Симона о землю, но не убил, а лишь поранил его. Устремив свой взор на него, я сказал в ответ на его слова: «Если я человек Божий, истинный апостол Иисуса Христа, учитель благочестия, а не такой обманщик, как ты, Симон, я повелеваю злым силам, отступившим от благочестия, которые сейчас поддерживают и несут Симона, отпустить его, чтобы он был сброшен сверху, и пусть над ним насмехаются те, кого он обманул». Как только я сказал это, Симон был лишён своей силы и упал с большим шумом. И с силой упав на землю, он сломал бедро и обе стопы. Тогда толпа воскликнула: «Есть только один Бог, которого Пётр верно возвещает, и истина только в Нём». И многие ученики Симона оставили его, но некоторые, заслуживавшие погибели вместе с ним, продолжили его злое учение. И так самая атеистическая секта симонитов появилась в Риме, и дьявол работал через остальных лжеапостолов» (Apost. Const. 6:9).

Если мы исследуем труды александрийских неоплатоников, чья важная школа была основана в первой половине третьего века на основании учений, взятых из древних мудрецов Востока, мы обнаружим, что они были открытыми спиритистами, или, лучше сказать, теософами. Аммоний Саккас, Плотин, Ямвлих и другие были сильными адептами, известными своими месмерическими исцелениями и магией вообще. Но поскольку у нас нет времени доказать это и мы можем лишь кратко изложить факты, мы сделаем это, приведя слова другого, чьё мнение меньше заподозрят в предвзятости, чем наше. Следующие отрывки взяты из позднего Канона Кингсли «Александрия и её школы»:

«Они решили совершать чудеса и более или менее преуспели. Теперь человек входит в целую чудесную страну, чьи удивительные феномены: экстаз, ясновидение, нечувствительность к боли, исцеления — производятся эффектами того, что мы сейчас называем месмеризмом. Все они там, эти современные головоломки, в старых книгах давно ушедших искателей мудрости. Именно поэтому мы любим их, и нам печально видеть, что они встречались с такими же трудностями, что и мы, и что нет ничего нового под солнцем».

И снова эти экстазы, исцеления и так далее быстро вернули их к старым священнодействиям. Египетские жрецы, вавилонские и иудейские колдуны практиковали это мастерство веками и свели его к искусству. И когда люди спали в храмах божеств после соответствующих месмерических манипуляций, там часто происходили исцеления. Разумеется, за информацией обращались к старым жрецам. Старые философы Греции были почитаемыми людьми. Насколько в большей степени это относилось к философам Востока, по сравнению с которыми греки были детьми? Кроме того, если эти бесы и божества были настолько близки к ним, может быть они могли созерцать их? Они перестали заботиться о мире и его пути:

‘Effugerant adytis templisque relictis Di quibus imperium steterat.’

«Старые священники могли сделать так, что они появлялись; возможно, они смогут сделать это снова».

Эти слова поразительно иллюстрируют тенденцию спиритизма пробуждать идолослужение. А как может быть иначе, ведь мы увидели, что это установление разумного сообщения с теми самыми бесами, которым поклонялись в языческом мире. Однако в случае неоплатоников влияние христианства было слишком сильным, чтобы произошло возвращение открытого эллинизма. Если они хотели продолжить поклоняться бесчисленным бесам, производить магнетические исцеления, вызывать экстазы и видения, это можно было сделать, только проповедуя христианство и приняв христианскую терминологию. Поэтому волки облеклись в овечьи шкуры, и со временем развилась папская система.

Давайте рассмотрим отрывок из «Апологетика» Тертуллиана, который можно перевести так:

«Кроме того, если даже маги производят видения и порочат духи ныне умерших людей, если они гипнотизируют мальчиков для получения предсказаний оракула,4 если они совершают многие чудеса для подкрепления своих иллюзий, если даже они посылают сны, получая помощь от ангелов и бесов, которых они призвали себе на помощь, благодаря чьему влиянию козлы и скрижали могут гадать, насколько больше захочет сделать сатанинская власть, используя всю свою силу, всю свою волю и ради своей цели, чтобы погубить других» (Tert., Apol. 23).

Примечание 4: Насколько распространённой это было практикой, можно увидеть из приведённого отрывка из «Апологии» Апулея. Этот выдающийся оратор, выдумщик и философ был обвинён в колдовстве, и доказательством этого было то, что у него была привычка приобретать различные виды пищи главным образом для магических целей. Он заявил, что эти обвинения полностью несостоятельны и абсурдны, а затем, утверждая, что его обвинители прекрасно знали, что обвинение развалится, сказал следующее:

«Тогда они сочли необходимым состряпать более правдоподобное обвинение, использовав более известные вещи и то, во что легче верят. Поэтому, согласно всеобщему мнению и обычным слухам, они придумали историю, что при помощи небольшого алтаря и лампы в уединённом месте, из которого были удалены все свидетели, я при помощи магических чар околдовал одного мальчика; и некоторые свидетели, присутствовавшие при этом, заявили, что после колдовства мальчик упал на землю, а затем проснулся в таком состоянии, что не знал, кто он. Однако в своей сфабрикованной лжи они не осмелились идти дальше. Для завершения истории они должны были добавить, что мальчик обрёл дар предвидения и произнёс много предсказаний, так же как при других случаях наведения чар. И эта чудесная сила мальчика была удостоверена не только мнением толпы, но и властью наученных. Я помню, что в книгах философа Варрона, самого точного и утончённого исследователя, помимо прочих подобных историй я читаю следующее описание. Когда обитатели Тралл посредством магического обряда вопрошали о том, каким будет исход Митридатовой войны, мальчик, смотревший на отражение статуи Меркурия в воде, произнёс пророчество о будущем из ста шестидесяти зарифмованных строк. Варрон также ссылается на Фабия, который, потеряв пятьсот динариев, пошёл спросить у Нигидия. Последний настолько вдохновил мальчиков своими чарами, что они показали место, где была закопана сума с частью денег, и сообщили, что остальная сумма была роздана и что один динарий даже попал в руки к философу Катону. Позднее Катон признался, что получил монету от посетителя как пожертвование Аполлону» (Apul., De Magia, 42).

Продолжение главы 11 >>