Глава 11. Спиритизм (часть 2). Свидетельство истории
Это предложение странным образом соответствует часто повторяемым аргументам спиритистов о том, что существование другого мира лучше всего доказывается посредством общения с бесами, живущими в нём. Вскоре после этого появляется Симон-волхв и рассказывает историю, очень напоминающую бесчисленные повествования о духовной помощи, заполонившие литературу о новой религии.
В качестве примера возьмите следующие заявления, сделанные на одном из собраний Британской национальной ассоциации спиритистов.
«Мистер Морс сказал, что ему сообщили о том, что у горняков были проявления во время работы в шахтах и что маленький мальчик, работавший в шахте неподалёку от Глазго, когда он уставал, имел привычку призывать духа, который помогал ему толкать тележку, что тот и делал. Однажды дух, как было сказано, использовал такую силу, что сильно повредил тележку».
«Мистер Латам отметил эпизод, в котором дух сделал пилюли, которые впоследствии с пользой для себя приняла его знакомая».
Доктор Гулли сказал, что «у него дома духи нередко являются членам семьи и передвигают предметы из одной комнаты в другую, пока все двери закрыты, заправляют ему постель вечером и спускаются и поднимаются по лестнице такими же тяжёлыми шагами, как у обычного человека».
[Вот история Симона:]
«Однажды, когда моя мать Рахиль приказала мне идти в поле и жать и я увидел лежащий серп, я приказал ему подняться и начать жать, и он пожал в десять раз больше, чем остальные»3.
Примечание 3: Климент, «Узнавания», 2:9. Скорее всего, Симон был адептом.
Следующее перечисление чудес Симона можно найти во второй части «Климентины-Гомилии».
«И мне рассказали, что он заставляет статуи ходить, окутывает себя огнём и не обжигается, а иногда даже летает. Он превращает камни в хлебы, он становится змеем, превращается в козла, становится двуликим и преображается в золото. Он открывает закрытые двери, плавит железо, а на пирах вызывает призраки любой формы. И наконец, он заставляет сосуды в своём доме передвигаться и, если это происходит непроизвольно, ждать его, а те, кто передвигают их, остаются невидимыми. Я удивился, услышав это, но они заверили меня, что подобное часто происходило в их присутствии» (Clem., Hom. 2:32).
Если верить спиритистам, некоторые подобные чудеса происходят каждый день. Возможно, это преувеличение, но мы можем заключить, что само упоминание о них доказывает, что во время написания «Климентины» было известно о сильных медиумах.
Кто-то сказал, что дела Симона поразительно напоминают современные практики.
«И он начал даже совершать убийство, как сам он раскрыл нам, когда мы ещё были друзьями. Посредством отвратительных заклинаний он отделил душу ребёнка от его тела, чтобы она стала его помощником в необходимом для него явлении. Он облёкся в подобие мальчика и хранит его во внутренних покоях, где он спит, утверждая, что однажды он образовал его из воздуха при помощи преображений, подобных тем, что используют боги, и, после того как он нарисовал его подобие, он снова вернул его в воздух. И он объясняет, что сделал он это следующим образом. Он утверждает, что сначала дух человека, после того как он перейдёт в горячее состояние, притягивал и засасывал окружающий воздух подобно мехам, и что потом он преобразовывал этот воздух, облёкшийся в форму духа, в воду. Он добавил, что из-за консистенции духа этот заключённый воздух не мог уйти, он превратил его в природу крови и потом затвердил кровь и сделал из неё плоть. Тогда, после того как плоть затвердела, он явил человека, сделанного не из праха, а из воздуха. Потом, после того как он убедил себя в своей силе произвести новый вид человека, он сказал, что проделал обратное и вернул его в воздух» (Clem., Hom. 2:26).
В свете девятнадцатого века мы можем истолковать этот отрывок без трудностей. Скорее всего, посредством месмеризма Симон извлёк дух мальчика в более высокое состояние, а затем не стал возвращать его, чтобы дух был отделён от тела; он сделал это, чтобы вызвать духа-хранителя. Вторая часть этого отрывка, описывающая произведение временной духа-формы полностью соответствует, по крайней мере по результату, практикам современных медиумов. Мы покажем это в следующей главе. И Симон, возможно, отрицал убийство мальчика, утверждая, что он просто развеял духа-форму, которую сам произвёл.
Мы добавим ещё одну историю этого известного мага, взятую из «Апостольской конституции». Она доказывает: то, что называется «левитацией», — это не что-то новое; это было в умах людей по крайней мере много столетий. Возможно, что объяснение, данное автором «Конституции», поможет нам понять тайну мистера Хоума. То, что заявления о чудесах Симона использовались как доказательства лжерелигии, полностью недостойно рассмотрения. История, как предполагается, рассказана апостолом Петром, который выступает здесь рассказчиком.