Глава 9. «Как было в дни Ноя»
В этом случае история словно повторяет себя. Более пятидесяти лет Бог обеспечивал беспрерывный поток евангельского свидетельства, которое постепенно набирало силу, и сейчас в мире происходит такая проповедь благовестия, которой не было, скорее всего, со времён апостолов. Дух сошёл на церковь с силой Пятидесятницы: оживления, миссии у нас в стране и за рубежом и усилия многих отдельных людей ― всё это привело к обращению тысяч. Те, кто действительно Христов, по-видимому, серьёзно побуждаем своей обязанностью: они выходят на улицы и переулки, на дороги и к изгородям, заставляя людей войти; дом свадьбы быстро наполняется гостями.
И посреди призывов к покаянию и слов о благодати, посреди взаимного увещевания ходить как дети света, звучит, набирая силу, громкий и серьёзный призыв: «Вот жених, выходите навстречу»2 (Мф. 25:6); а свидетельство верных в мире приближается к последней форме: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, потому что пришёл час суда Его» (Отк. 14:7). За последние годы указания на эту новую эпоху становились более и более очевидными, и многие газеты и периодические издания были посвящены воскрешению давно забытой истины, установленной нашим Господом и Его апостолами. На эту тему были написаны сотни книг и брошюр, а большинство проповедников последнего оживления и ежедневно растущее число других свидетелей распропагандировали её до такой степени, что любому мало-мальски осведомлённому христианину будет трудно игнорировать великую надежду, даже если он и не воспринимает её как свою собственную.
Примечание 2:
[Скорее всего, буквальное применение этого отрывка относится к будущему, непосредственно перед приходом Господа.]
Происходит также значительная перемена в нашем свидетельстве, и оно становится более постоянным и сильным. Хотя прошло лишь немного времени с тех пор, как авторы пророчеств расходились во мнениях, сейчас большинство из них начинают проявлять замечательное согласие во всех основных положениях и заявлять, что серьёзное событие, которого все должны ждать, ― это повеление, которое соберёт церковь в присутствие её Господа. Поэтому мы можем найти общие черты между проповедью Божьего народа в нынешнее время и пророчеством Еноха до дней Ноя.
Но мирские массы опять отвергают самые важные призывы Бога, и, как естественное следствие, Его Дух перестаёт бороться с ними; неверие и суеверие начинают ложиться тенью даже на самые цветущие христианские страны. В нашей собственной стране какое возбуждение вызвала двадцать лет назад публикация «Эссе и обзоры», но эта книга, принятая с большой радостью теми, кто не хочет покориться божественному откровению, теперь стёрта из памяти потоком более дерзкой атеистической литературы, количество которой постоянно увеличивается. Как мало наших газет, журналов и периодических изданий избежали этой заразы! Какое огромное количество атеистов-пропагандистов в нашей стране, от дерзкого богохульника, который грубо поносит Слово Божье, отрицая при этом Его существование или обвиняя Его в неправедности, до утончённого и проницательного мыслителя, готового сделать так, что святой свет его Творца поблекнет перед мерцающей лампадой человеческого интеллекта! Не нужно даже раскрывать очевидное или тратить время на доказательство одновременного распространения обрядности и папства, что и так очевидно даже для неискушённого наблюдателя, а о преобладании магии мы вскоре скажем.
Разве на основании этих двух отступничеств и на основании того, что наши дни в целом напоминают опасные времена конца, описанные Павлом (2 Тим. 3:1-9), у нас нет оснований прийти к заключению, что христианство в качестве неизбежного наказания за широкое отвержение благовестия практически ослеплено и безнадёжно ожесточено?
Седьмая и самая страшная характеристика дней Ноя ― это беззаконное появление среди людей существ из другой сферы. Это, как быстро ответят многие, представляет собой событие, которое ещё не потревожило наш век, и какими бы странными ни были наши переживания, нам всё равно нужно подождать завершения фатального цикла влияния, которое разрушило старый мир. Но подробное сравнение Писания с происходящим среди нас сегодня, оставит совершенно другое впечатление, и у нас появится сильное ощущение, что аванпосты этого последнего ужасного врага уже перешли наши границы. Уже невозможно отрицать сверхъестественный характер отступничества, называемого спиритизмом, который распространяется по миру с беспрецедентной скоростью, привлекая к себе новых поклонников и удерживая их в своих объятиях исключительно постоянным проявлением чудес. Напрасно утверждать, что представителей элиты литературного мира убедила лишь сила фокуса, что обман поймал в свои сети многих учёных мужей, которые сперва лишь хотели исследовать это явление с целью разоблачения. Нет ничего более опасного, чем полное неверие, ибо каким бы неверующим ни был человек, если его столкнуть лицом к лицу со сверхъестественным, из всех людей он наиболее вероятно подчинится жрецам нового чуда. Лучше с молитвой задаться вопросом, возможно ли всё это, и, если да, в каком свете Библия учит нас об этом. Так мы сможем вооружиться против уловок дьявола.
Но достаточное изучение природы и истории спиритизма, способное выявить его очевидное сходство с допотопным грехом, ― это серьёзный вопрос, и его не следует начинать рассматривать в конце главы.