Глава 9. «Как было в дни Ноя»
Эти причины сообща окутывают мир плотским туманом, через который не может проникнуть ни один луч истины. Они принесли полное забвение Бога и пренебрежение Его волей; и, удалив великий Центр, который единственный может вывести людей из себя, сделали обитателей земли настолько эгоистичными и беспринципными, что мир сейчас наполнился развратом, несправедливостью, тиранией и кровопролитием. Поэтому нам осталось рассмотреть схожие черты, которые сейчас воздействуют на общество.
И конечно, мы не можем не признать, что первая причина в высшей степени является характеристикой наших времён. Во всех религиозных церквях христианства, а также среди иудеев, магометан и язычников существует бесконечное и постоянно растущее количество тех, кто идёт путём Каина (Иуд. 11), тех, кто признаёт Высшее Существо, но не признаёт Его святости и своей собственной испорченности и тем самым отрицает необходимость в Посреднике между Богом и человеком. Многие из них готовы смотреть на Христа как на кого-то великого, они с готовностью говорят о Его мудрой философии и образцовой жизни, но они не исповедуют Его как Единородного Сына Божьего и не ощущают потребности в Его искуплении. Следовательно, они отвергают Его откровение как абсолютную власть, полагаясь на тьму внутри них, называя её светом, и тем самым закрывают глаза на истинные взаимоотношения человека со своим Творцом и образуют свои собственные представления о Божестве и о себе. Это подразумевает не что иное, как утверждение о том, что они обладают высшей мудростью и властью; они делают из своего воображения идола, перед которым они должны падать ниц и которому они должны поклоняться. Не нужно при этом удивляться, что это ведёт к практическому обоживанию людей, имеющих превосходный интеллект или большую известность. Кто не видел работу этой закваски в своём собственном кругу? Кто не наблюдал подъёма этого «чистого теизма», как он называется, во всех сектах христианства?
Если мы правильно увидели вторую причину на основании скудных намёков, она действует и сейчас, поскольку женский пол определённо начал перемещаться в другую сферу и более возвышенное положение. И распущенность относительно уз брака, которая долгое время существовала на континенте, теперь распространяется и в Англии, как мы видим на основании недавно опубликованных данных о разводах. Нет, вместо того чтобы бояться разделить то, что Бог соединил, они открыто признают, что узы брака должны быть соглашением не на всю жизнь, а лишь на то время, которое будет угодно вступающим в соглашение сторонам.
В конце предыдущего устроения тот же грех был распространён среди фарисеев, которые считали, что разводиться можно по любой причине, даже, как бесстыдно говорит раввин Акиба, «если мужчина увидит женщину красивее своей жены». Поэтому Господь в Своём осуждении фарисеев постоянного говорил о прелюбодеянии, поскольку тот брак, который они узаконили после развода, Он провозгласил преступным. В замечательной проповеди, содержащейся в пятнадцатой, шестнадцатой и семнадцатой главах Евангелия от Луки, Он упоминает его с поразительной резкостью, как самый открытый и несомненный грех, который мгновенно обличает Его слушателей в непослушании закону и пророкам, как и евангелию (Лк. 16:18). Мы знаем о наказании, которое вскоре постигло их за это и за их многие другие преступления. Через несколько кратких лет их похоти были смыты их кровью, стены и улицы их города сравняли с землёй, их прекрасный храм, на который они полагались, погиб в огне, и на его руинах как оскорбление было воздвигнуто языческое святилище Юпитера.
О третьей причине: о распространении науки, искусства и роскоши ― говорить не нужно, ибо никто не будет отрицать, что это огромная черта наших дней; да, это большой повод для хвалы. И вот, как часто мы сами испытывали самоуверенное высокомерие, нередко возникающее из-за небольшого знания законов природы или выраженного успеха в искусстве, науке и философии, которые являются отрадой развитого или утончённого интеллекта!1 С какой уверенностью и беззаботностью люди живут среди комфорта и потворства себе в этом роскошном веке! Видя доброе только в нынешней жизни, как мало они мыслят о Боге, как глухи они к любому упоминанию Божьего Слова! Даже если их уста не наполнены хулой, насколько они недоверчивы, когда слышат даже шёпот о времени Божьего гнева, который скоро изольётся на апатичный мир и унесёт многих от того, что они любят, в глубины Его гнева (Ис. 2:12-17; 32:11; Иез. 39:6)!..
Примечание 1: Давайте не будем думать, что эти замечания направлены против научных изысканий или искусства. Они лишь должны показать дух неподчинения и атеизма, который часто поднимается от них.