Глава 6. Суд и приговор
Адам исповедал простую веру в Божье обещание, хотя у него было туманное понимание его значения, и сразу же мы видим, что Господь возвращается к скорбящим и вознаграждает их веру дальнейшей милостью и большим знанием. Он забрал их покрывала из смоковных листьев и одел их в кожаные одежды. Большое значение имеет самое действие, ибо им Он свидетельствовал, что их стыд не был беспочвенным, им действительно было необходимо покрытие, но самое лучшее из того, что могли сделать грешники, не имело никакой ценности. Они ещё не столкнулись с растлением и распадом, они не знали, что смоковные листья скоро завянут и опадут, ― подходящий пример каждого изобретения человека, которым он прикрывает свой стыд и пытается подготовить себя для нахождения в присутствии своего Творца. И кроме того, они должны усвоить, что жизнь можно искупить только жизнью; что, если грешник не умирает, должна быть замена; что Всевышний является святостью и справедливостью, а также любовью, и что Он не может просто так простить виновного.
Искупительная жертва была заповедана Самим Богом. Человек никогда бы до такого не додумался и никогда не осмелился бы в своём поклонении забрать жизнь одной из Божьих тварей, если бы ему не заповедали этого. Возможно, именно в это самое время Господь установил этот обряд как прообраз того, что придёт великая жертва. Он убил жертвы, и когда Он проливал их кровь, Адам и Ева впервые смотрели на смерть расширенными от страха глазами. Затем Он показал им, как положить их трупы на жертвенник, чтобы те при помощи огня стали жертвой для Господа. И наконец, Он взял кожи убитых животных и сделал из них одежды, которыми Он одел трепещущую пару.
Итак, благовестие было проповедано с самого начала; Агнец Божий, закланный от основания мира, был раскрыт, как только грех сделал Его смерть необходимой; одежда Его праведности, в которую может быть одет любой грешник, за которого Он умер, как оказалось, является единственной одеждой, которая может эффективно покрыть стыд падшего человека. И, сравнивая обещание о семени жены и жале в Его пяту с закланной жертвой и одеждами, сделанными из кожи жертв, Адам мог постичь черты великого плана спасения.
Но здесь потребовалось предостережение. Человек получил знание добра и зла, не имея сил противиться злу. Поэтому он больше не мог оставаться в прекрасном саду, чтобы он не протянул руку, не взял плод дерева жизни и тем самым не превратил своё состояние греха в вечное. Если бы он стал бессмертным в своём падшем состоянии, это было бы величайшей катастрофой; оставаться в грехе навеки означало бы не что иное, как пережить вторую смерть. И только после того как человек пройдёт через первую смерть, он может снова быть восстановлен до состояния, в котором у него нет ни одного пятна.
Поэтому после серьёзного совета Блаженной Троицы печальная, но уже не безнадёжная, пара была изгнана из красивого сада и выгнана в холодный мир, чтобы искать себе новый дом. С тяжёлым сердцем они шли посреди возвышающихся пирамид зелёных, сверкающих румянцем плодов и покрытых толстым слоем цветов, они проходили по яркому лабиринту из цветов и зелени, пока не подошли к большим воротам, которые тут же закрылись за ними.
Они стояли снаружи, изгнанные из своего дома, находясь под сравнительно холодным климатом, глядя на растения, которые им казались чахлыми и уродливыми, больше не ожидая, что пища придёт к ним из щедрой руки Бога, а обречённые добывать её утомительными усилиями и трудом. Надежда на избавление существовала, только если они возвращались в прах, из которого они вышли, если они отдавали свой дух Тому, кто дал его им, и оставляли свои смертные оболочки бездвижными и безжизненными подобно закланным жертвам, на чьи трупы они недавно смотрели с ужасом и содроганием.
Теперь Едемский сад исчез из вида, о нём практически ничего не говорится, пока мы не подойдём к последней книге ― Откровению. Но в Откровении он снова предстаёт перед нами в своей первоначальной красе, и мы видим, что сыновья Адама ходят по берегам кристального потока и их больше не отлучают от дерева жизни.
Именно это счастливое восстановление является темой всей Библии, которая повествует (на что указывает этот важный факт) о работе, посредством которой Бог проводит человека через болезненный круг от потерянного рая ко вновь обретённому раю.