Глава 6. Суд и приговор
И поскольку, проходя через это видимое наказание, змей является прообразом Сатаны, с которым он непосредственно взаимодействовал, его состояние безнадёжно, и оно не улучшится, когда остальное творение будет избавлено от уз тления. И даже во время Тысячелетия прах по-прежнему будет пищей змея, и, возможно, его единственной пищей (Ис. 65:25). Вид его деградации и ещё более страшное зрелище трупов в долине Иосафата (Ис. 66:24) будет служить предостережением против греха во время века Тысячелетия.
До этого момента приговор говорит о Сатане не больше обычного. Но в следующих фразах змей начинает исчезать из вида; и на суд вытягивают великого Противника, скрывавшегося внутри него; и он слышит о разрушении своих надежд, о кратковременности своего триумфа и о своей ужасной и неизбежной судьбе. Скудные слова этого первого из пророчеств наделены замечательным смыслом, ибо в них содержится зародыш того, что было раскрыто с тех пор, и они являются замечательным доказательством постоянности Божьих замыслов, Его совершенного знания конца от самого начала.
Сатана обманом втянул Еву в союз с собой против Бога, но Бог разрушит это соглашение, завет со смертью будет отменён, соглашение с Адом не устоит. «Вражду положу между тобою и между женою», ― это слова Всемогущего сконфуженному и безмолвному змею. Сатане было нетрудно постичь значение этого разделения; его бросали в гибель, а Еву Господь обещал спасти.
Поэтому, лишённая своего прекрасного дома, выгнанная в проклятую и невозделанную землю и подверженная труду, боли и постепенному разложению, которое однажды закончится полным распадом, она должна была узнать, что её лжедруг послужил причиной её несчастья, и, следовательно, считать его своим злейшим врагом.
С другой стороны, уже тот факт, что женщина больше не хочет быть орудием его замыслов, был достаточен для того, чтобы спровоцировать гнев падшего ангела. Но Бог дал ему ещё больший стимул для ненависти, когда провозгласил, что семя обманутой женщины в конечном итоге поразит её обольстителя.
Вражда не должна была быть ограничена змеем и женщиной, она должна была распространиться и на их семя. Кто является семенем змея? Это те, кто проявляет дух независимой гордости, из-за которой пал их отец, дьявол; те, кто не признаёт своего безнадёжного состояния и не хочет быть спасённым заслугой Сына Божьего; это те, кто или сам делает, что нужно сделать, или гордо отрицает нужду в каких-либо делах, кто громко выступает против Бога, если они верят в Его существование, поскольку Он не сразу удовлетворяет все их желания без какого-либо указания на Его нарушенный закон. Поскольку они ослеплены своим самообманом и обезумели от него, они верят лжи змея, и, считая себя подобными Богу, они не чтят Его и не боятся отвергнуть Его волю, если их склонность побуждает их сделать это. Это семя змея; их отличает дух, действовавший в их отце и общем главе, и они обречены в итоге разделить с ним огненное озеро.
Прошло немного времени, и его семя проявилось в личности Каина, «который», как говорит апостол, «был от лукавого и убил брата своего» (1 Ин. 3:12). Большое значение имеет замечание, которое Иоанн добавляет к этому заявлению: «И почему убил его? потому что дела его были злы, а брата его — праведны». Другими словами, предсказанная вражда была единственной причиной убийства.
Когда наш Господь был на земле, он безошибочно узнавал семя змея в тех грешниках, с чьим противостоянием Он столкнулся. «Отродье змеиное (Мф. 12:34), — восклицает Он, используя ту же фразу, которая уже сошла с уст Его предшественника, ― как можете вы говорить доброе, будучи злы?» Этими словами Он ясно называет фарисеев выводком древнего змея, называемого дьяволом и Сатаной (Отк. 12:9). И снова Он восклицает: «Змеи, отродье змеиное! Как бежать вам от осуждения в геенну?» (Мф. 23:33). Поскольку они семя змея, они должны разделить участь змея.
Оба отрывка указывают на одно и то же, но если и остались какие-либо сомнения, они будут полностью рассеяны третьим отрывком, в котором, отбросив всякое иносказание, Господь ясно говорит: «Вы — от отца вашего, диавола, и хотите делать похоти отца вашего» (Ин. 8:44).
Пока трудностей не возникло, но значение выражения «семя жены» очевидно не сразу. Оно не указывает на весь человеческий род, как раскрывается в наших предыдущих словах. Всё человечество целиком нельзя называть семенем жены, оно семя мужа; а Бог здесь говорит исключительно о семени жены. Она согрешила первой и стала причиной греха для своего мужа и разрушения для мира. Поэтому она понесёт двойное наказание; но, поскольку вина может оказаться для неё слишком тяжёлой, чтобы её не захватила чрезмерная печаль, по милости Бога она была назначена единственным человеческим посредником, при помощи которого в мир придёт Избавитель.