Глава 2. Интервал
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Но он также назван Князем, господствующим в воздухе (Еф. 2:2). Это начальство может показаться таким же, как «небеса», ― наш перевод неверно переводит это выражение как «высокие места» (Еф. 6:12) ― которые, как говорит нам Павел, кишат злыми духовными силами. Совершенно не нужно ограничивать их восьмьюдесятью милями или сотней миль атмосферы, которая вроде бы окружает землю, потому что, если власть Сатаны простирается до солнца, как мы предполагали ранее, и, следовательно, до границ всей нашей солнечной системы, царство воздуха включает в себя всё обширное пространство, в котором вращаются планеты, и в этом случае вполне возможно, что престол его князя может находиться в фотосфере солнца. Таким образом, мы должны найти глубокое значение в том факте, что идолослужение всегда начинается с (и в немалой степени состоит из) поклонения богу солнца, как бы его ни звали ― Сан, Шамас, Бел, Ра, Ваал, Молох, Милком, Хадад, Адрамелех и Анамелех, Митрас, Аполлон, Шейх Семс или одно из других его бесчисленных имён.
Немаловажно, что само имя Сатаны, пройдя через халдейскую форму «Шайтан», вошло в греческий язык как «Титан», слово, которое используется греческими и латинскими поэтами в качестве определения бога солнца.
Может показаться, что эта связь была понятна в тёмные века, поскольку Дидрон в своей «Христианской иконографии» описывает три византийские миниатюры десятого века, в которых Сатана изображён с нимбом, или круговой славой, признанным знаком бога солнца в языческие времена.
По мере того как Церковь становилась более языческой, нимб начал появляться в образах и изображениях Христа и святых. В то же время Церковь подвергалась растлению из-за того, что в ней появились другие обычаи, такие как круглая тонзура и практика обращения к востоку, что с древних времён было связано с поклонением солнцу. [См. «Тайна «Вавилон», 103 ff.]
Возможно, в слове, которое используется для описания этого царства, есть что-то особенное, ибо оно означает плотный и туманный, в противовес яркому и прозрачному воздуху. Таким образом, возможно, его выбрали для описания загрязнённого и осквернённого грехом состояния сатанинского неба. И этот взгляд, скорее всего, подтверждается отрывком в Послании к Евреям, в котором мы читаем: «Потому необходимо, чтобы отображения того, что в небесах, очищались этими средствами, а само небесное — жертвами лучшими» (Евр. 9:23). Очищение последних, скорее всего, будет совершено при возвращении Господа, после изгнания Сатаны и его ангелов с небес, что предсказывается в двенадцатой главе Откровения. Мы можем заметить прекрасное согласие между этой мыслью о существовании нечистоты первых небес и пророчеством Исаии о том, что в грядущем веке «свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней» (Ис. 30:26).
Какова в таком случае природа власти, на которую указывают титулы Сатаны? Чтобы понять это, нам необходимо рассмотреть общие указания Писания на духовные власти. Ибо существуют также духовные власти, и, хотя земные правители и не видят их и в огромной степени не догадываются об их существовании (Eккл. 5:8), все они изначально назначены Богом, независимо от того, верны они Ему или нет. Эти наблюдатели стоят друг над другом; каждый из них отчитывается перед вышестоящим, пока эта цепочка не достигнет Всевышнего на вершине пирамиды. Поэтому в первом видении Захарии, те, кого Господь послал обойти землю, представили свой отчёт Ангелу Божьему, который затем обращается к Самому Всевышнему (Зах. 1:11, 12).
Поэтому мы читаем о престолах, господствах, начальствах, властях (Кол. 1:16), архангелах3 и ангелах. Кроме того, мы не сможем узнать большую часть Писаний, если не обнаружим, что огромное количество этих невидимых существ, которые наблюдают за делами людей и их миром, находится в открытом бунте против Всевышнего; то есть существуют начальства, власти и повелителей тьмы, с которыми, как говорит нам Павел, мы должны вести жестокую войну (Еф. 6:12). Все они дают отчёт Сатане, своему князю, который в своих отчётах Всевышнему использует их данные, чтобы обвинять нас и наших братьев перед Богом день и ночь (Отк. 12:10).
Примечание 3: Но скорее всего, нам не следует говорить об архангелах во множественном числе, поскольку архангел Михаил — единственный, о котором говорит Писание. Однако возможно существование других существ того же ранга, которые соединены с другими мирами. Ибо Михаил имеет этот титул, потому что он назначен правителем всех верных ангелов в небесах нашей земли. И поэтому мы видим, что он стоит как князь Божьего избранного народа и великий противник Сатаны (Дан. 12:1; Отк. 12:7; Иуд. 9).