Глава 3. Шесть дней
Таким образом, первый раздел этой чудесной истории заканчивается итогом темы и вступлением к следующей части: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал всё».
Здесь сотворение неба и земли, то есть всей вселенной, конечно, относится к творению в начале. А создание и приготовление земли и неба указывает на Шесть дней воссоздания. И на это указывает не только перемена глагола, но и обратный порядок, «земля и небо», что встречается только ещё в одном отрывке, и это совершенно ясно. Еврейское слово, переводимое как «небо», не имеет единственного числа, поэтому в Ветхом Завете трудно было провести различие, которое мы часто находим в Новом Завете, где греческое слово в единственном числе обычно используется для обозначения первого неба или тверди нашей земли, а множественное число указывает на звёздные сферы и небо небес. Поэтому потребовалось использовать другое средство, и то, что «небо» во второй фразе этого стиха указывает на «твердь» земли, подтверждается обратным порядком. И этот порядок соответствует истории, ибо твердь не была завершена, так что на ней были видны солнце, луна и звёзды, пока не было завершено всё воссоздание земли. Та же самая последовательность в Псалме 148, стихе 7: «Хвалите Господа от земли». Этот Псалом разделён на две части; в первых шести стихах хвала Бога произносится от небесных сводов и неба небес, в последних восьми ― от земли и её атмосферы. Поэтому в стихе 13 говорится, что слава Божья находится «на земле и на небесах»; земля при этом упоминается первой, потому что под небесами здесь подразумевается твердь, которая принадлежит и, следовательно, подчиняется ей.
В следующем стихе, если мы придерживаемся Авторизованного перевода, который следует за Септуагинтой, мы должны понимать глагол «создать», или «приготовить», как относящийся не только к земле и небесам, но и к каждой полевой траве и т.д. В этом случае смысл будет таким, что Бог приготовил семена и поместил их в землю, поэтому растения и травы нашего мира выросли не из останков прежнего творения и не выросли непроизвольно, а были заново подготовлены Богом в это время. И это подтверждается тем фактом, что со времени удаления солёных и бесплодных вод бездны Он не посылал дождя на землю, и от прежнего разрушения не осталось ни одного доадамового творения, которое бы возделывало почву. Таким образом, вся зелень и растения росли из новых семян, помещённых в землю Богом, и потом они развивались и питались благодаря пару, который поднимался с земли.
Скорее всего, это значение даннного отрывка, и специальная ссылка на работу Третьего дня, по-видимому, является вступлением к следующему описанию Едема и его сада.
В завершение истории Шести дней мы можем отметить, что, как утверждают, между первой и второй главами Бытия существует много противоречий. Некоторые из них мы уже объяснили; ни одно из них не имеет подлинного основания. Мы лишь должны помнить, что у двух повествований разные цели, и трудности исчезнут; в то время как одна глава приводит последовательную историю недели воссоздания, другая очевидно является дополнением, добавляющим подробности о сотворении человека, чтобы мы яснее понимали его природу и его падение. Таким образом, во втором повествовании работа Шести дней упоминается только в связи с основной темой и без какого-либо указания на порядок, в котором она была совершена.