Глава 3. Шесть дней
В тот же день слово Божье вышло во второй раз, и только что освобождённая почва покрылась одеянием из растительности, свежая зелень которой была украшена оттенками бесконечных цветов.
Таким образом, сама земля была восстановлена, и снова она была готова для поддержания и наслаждения жизни; оставалось лишь установить её взаимоотношения с небесными телами. Это Бог сделал на Четвёртый день, сконцентрировав материю, испускающую свет, сотворённую Им до этого в светила. Слово, использованное для обозначения света Первого дня, ― это «ор», а света Четвёртого дня ― «маор». Последнее слово ― такое же, как первое, но перед ним используется приставка локализации, которая означает место, где хранится этот свет, или светило.
Здесь необходимо отметить, что здесь не говорится, что Бог сотворил эти светила на Четвёртый день; здесь говорится, что Он создал, или приготовил, их. Они были сотворены, как мы увидели, в начале; и, поскольку солнце, судя по всему, ― это тёмное тело, окружённое светящимися облаками, судя по его массе, очевидно, что земля вращалась вокруг него с самого начала. Скорее всего, возможно, что великое светило нашего мира также было светом для жителей доадамова рода; но его свет погас, и на Четвёртый день Бог восстановил его в его функции ― притягивать и рассеивать свет; благодаря этому быстро была образована фотосфера.
Что касается солнечных лучей, когда они летят через космос, они ударяются в луну и зажигают серебряный круг на тверди ночью.
Затем здесь говорится, что Бог создал, или приготовил, ― не сотворил ― и звёзды; то есть Он исправил, или изменил, твердь, сконцентрировав свет в солнце, и затем на ней появились звёзды или, лучше сказать, появились снова. Ибо у нас существует положительное доказательство того, что они были сотворены ранее. При завершении Третьего дня земля была завершена и готова к принятию жизни, в то время как о звёздах говорится только в Четвёртом дне. Но в отрывке из Книги Иова говорится, что утренние звёзды2 были восхищёнными свидетелями, когда Бог закладывал основание земли, и пели от радости, когда она была завершена (Иов. 38: 4-7). Следовательно, они существовали до этого. И то, что Бог приготовил их на Четвёртый день, скорее всего, указывает на их появление на нашей тверди для того, чтобы они служили для нашей земли.
Примечание 2: [Разве «утренние звёзды» ― это не ангелы, как в Ис. 14:12? Вслед за этим говорится о «сыновьях Божьих», что указывает на небесных существ.]
Итак, Четвёртый день был завершён; всё было теперь готово; работа восстановления была закончена, и началось её заселение. Затем проявилась творящая сила Бога, и воды, до этого лишённые живых существ, получили повеление кишеть живыми существами. Наш перевод «да произведёт вода» неправильный; буквально следует говорить: «Пусть воды кишат живыми существами»; но в тексте не говорится, что эти существа были произведены из вод.
Следующая фраза переведена ещё хуже, поскольку в английском языке подразумевается, что даже птицы были образованы из того же элемента. Это было бы прямым противоречием стиху 19 второй главы, где говорится, что они были образованы из земли. Но в еврейском языке этого противоречия нет; точное значение этой фразы таково: «И пусть птицы полетят над землёй по лицу тверди небесной». Следовательно, в обоих этих стихах и рыбы, и птицы лишь получили повеление появиться в своих соответствующих стихиях без всякого намёка на их происхождение.
Море и воздух были наполнены жизнью. И затем наконец на Шестой день Бог перешёл к обитателям земли, которая получила повеление произвести ― и здесь перевод правильный ― три класса живых существ: скот, или домашних животных, гадов, или земных пресмыкающихся, насекомых и червей, и полевых зверей, или диких рычащих животных.
Но, как было показано выше, все твари были травоядными, ибо в стихе 30 говорится, что в пищу им была дана зелень травная. И человеку, конечно, было запрещено питаться мясом животных; в стихе 29 его рацион был ограничен травой, сеющей семя, и плодовыми деревьями. Нынешнее состояние, при котором животная пища позволена и необходима человеку и плотоядным зверям, птицам и рыбам, свидетельствует о печально дезорганизованном и противоестественном состоянии; такое состояние было бы невозможно, кроме как в мире, отошедшем от Бога порядка, мира, любви и совершенства.
Мы уже увидели, что ни растения Третьего дня, ни твари Пятого и Шестого дня никак не были связаны с окаменелыми останками в земной коре, поскольку кора, как ясно, была образована до большой доадамовой катастрофы. Горы со всем своим содержанием, как было описано, уже существовали под водами потопа и появились (их не нужно было творить или готовить), как только воды вернулись к своим границам. Теперь мы можем добавить другой убедительный довод для подтверждения этого взгляда.