Глава 14. Буддизм
Систему Будды можно кратко свести к следующим положениям:
I. Бога не существует, кроме того, которым может стать сам человек6.
II. Состояние нирваны, или совершенства, достигается посредством переселения душ или последовательности земных жизней.
III. Пока у человека сохраняется какое-либо желание земного, он должен продолжать рождаться заново на земле.
IV. Поэтому кратчайший путь к нирване лежит через строжайший аскетизм, подавление любой деятельности, абстрактную медитацию и концентрацию всего желания на прекращении земной жизни.
V. Животные жертвы и любые заместительные страдания бесполезны, и с ними необходимо покончить.
VI. Все люди равны, поэтому касты необходимо упразднить.
Примечание 6: Мистер Лилли пытался оспорить это утверждение, прибегнув к весу авторитетов. Но одна мысль кажется роковой в его аргументах: эволюционная система Будды и «неумолимая справедливость Кармы» не оставляют места для действий Верховного существа. «Чудесно одарённые представители оккультных наук, — утверждает мистер Синнетт, — никогда не занимают себя какими бы то ни было понятиями, отдалённо напоминающими Бога церквей и символов веры». Однако буддисты способны удовлетворить непреодолимое стремление человеческого разума поклоняться чему-либо; они могут преклоняться перед своими святыми, обожествлёнными людьми, наподобие богов Гомера, которые достигли нирваны, но при этом бессильны вмешиваться в горести своих поклонников, а могут лишь участвовать во вращении медленного, безотрадного, монотонного, непреклонного и бесконечного Колеса Жизни. «В пределах солнечной системы, — мы опять цитируем мистера Синнетта, — смертный адепт знает наверняка, что всё осуществляется по закону, который работает над материей в её различных формах, а также по водительству и смягчающему влиянию высших разумов, связанных с солнечной системой, Dhyan Chohans — или планетарных духов — усовершенствованное человечество предшествующей манвантары» («Эзотерический буддизм», с. 176-177).
Это основные положения учения Шикьямуни, ибо наш нынешний краткий комментарий не должен быть больше. Обстоятельства, приведшие к расцвету буддизма, описанные выше, и последовавшие за ними доктрины не могли не привлечь внимания со стороны иконоборческого и стремящегося к равенству духа, действующего сейчас. Его строгий аскетизм не препятствует этому, поскольку в нашем потакающем своим желаниям веке нет ничего более обычного, чем слышать, что люди горячо поддерживают теорию в абстрактном смысле, не уделяя никакого внимания претворению её на практике. Его действительный атеизм делает его привлекательным для сторонников светской школы, его мистицизм и самосозерцание пленяют умы квиетистов. Во всех основах его доктрина эзотерически идентична доктрине теософии, которую мы уже рассматривали. В обеих системах мы несомненно сталкиваемся с сатанинским планом спасения, переданным с ранних времён — скорее всего, нефилимами, — тем, кто мог принять его, и сохранённым в эзотерических учениях риши, брахманов и буддистов Востока, а также в тайнах Запада. Этот план состоит в том, что люди должны сами, без Бога или Спасителя, покончить со своими собственными грехами, и как только они покончат с ними, они станут богами.
Но если эзотерическое учение буддизма согласуется с теософией, его общие практики полностью сходятся со спиритизмом. Ибо поклонение — если его можно так назвать — среди буддистов в огромной степени связано с культом мёртвых, которые, как верят, обладают властью даровать помощь и благословение тем, кто обращается к ним. Но к этой доктрине было добавлено кое-что принятое католиками, что уже проявляется в церковных медиумах и других формах спиритизма. Душа умершего не должна оставаться в его трупе, но «существует очевидное поверье о том, что некий животный магнетизм, или некая оккультная сила, облегчает возможность для бестелесного духа вернуться и сообщаться с живыми смертными, когда они находятся в действительном присутствии его трупа. Это объясняет, почему и брахманы, и буддисты поклоняются гробницам, мощам и образам» (Лилли, «Будда и ранний буддизм», с. 36-37).
Эта доктрина распространилась на любые человеческие останки. Поэтому «в сингальской истории о знаменитом зубе Будды зуб постоянно представляется действующим как останки личности Будды, который, хотя и невидимо, соединяется с зубом всякий раз, когда необходимы великие чудеса»7. Как естественное продолжение этой мысли, «Бенгал был повсюду заставлен величественными ступами8 и колоннами, каждая из которых, как предполагалось, содержала мельчайший фрагмент останков Будды». И возможно, что черепа и кости, которые носили брахманы риши, посещавшие кладбища, можно объяснить таким же образом.
Примечание 7: Лилли, «Будда и ранний буддизм», с. 38.
Примечание 8: Англ. topes. В буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее куполовидную форму. — Прим. пер.