Глава 14. Буддизм (3)

Глава 14. Буддизм

1   2   3   4   5

В начале шестого века брахманы уже находились на вершине своей власти, а люди корчились под тиранией каст и выносили постоянный гнёт — приносить бесконечные искупительные жертвы и очищения, пренебрежение которыми навлекало опасность потерять свободу и нынешнюю жизнь, а также, согласно учению священников, ужасные наказания во многих преисподнях и в будущих инкарнациях. Но пытливые умы начали обдумывать созерцаемые страдания в мире и задаваться вопросом, действительно ли доктрины, приносящие такие горькие плоды, истинны; был нужен новый лидер, который принесёт новый порядок; и он явился в лице Будды — касты, жертвы, обряды и священство были мгновенно подорваны и сметены прочь; буддизм достиг наивысшего положения в Индустане и сохранял своё положение многие долгие столетия, пока, наконец, растлившись, постепенно не уступил место сплаву самого себя и брахманства, который можно назвать индуизмом.

Но его триумф ни в коем случае не был ограничен Индустаном; его власть признаётся от Волги до Японских островов. Он проник в Африку и добрался до Александрии; тайные общества терапевтов и ессеев черпали своё вдохновение в нём — гностики были их детьми4. Более того, последние исследования показывают, что, возможно, Будда был однажды богом Северной Европы и что его имя филологически идентично имени Один, от которого происходит название четвёртого дня недели5. И наконец, похоже, что в пятом веке некие китайские буддисты успешно достигли Америки и утвердили свою веру в этой далёкой земле более чем за девятьсот лет до того, как мысль о её существовании вошла в разум Колумба. Даже в настоящее время буддизм владычествует над более чем пятьюстами миллионами умов, или сорока процентами всего человеческого рода, и без сомнения является наиболее широко распространённой и, что касается цифр, наиболее успешной религией мира.

Примечание 4: Идея о том, что гностицизм был своего рода христианством, — это один из самых чуждых вымыслов в истории церкви. Напротив, как говорит Шифле, «дух азиатской древности стремится захватить власть над душой человека, постепенно сея себя в христианскую церковь».

Примечание 5: Автор имеет в виду английское название среды, Wednesday, которое происходит от имени языческого бога Woden. — Прим. пер.

Те, кто следует за большинством, уже начали ссылаться на эти факты в качестве доказательства превосходства Будды над Христом. Но изучающих Писание такие доводы не беспокоят. Они прекрасно осведомлены, что отличительная черта этого века, согласно предсказанию их Господа, состоит в следующем: «Узки врата и тесен путь, ведущий в жизнь, и немногие находят его» [Мф. 7:14]; и они помнят Его повеление: «Я сказал вам прежде, чем сбылось, чтобы, когда сбудется, вы уверовали» [Ин. 14:29]. Они знают, что Его «малое стадо» должно терпеливо ждать, когда Он вернётся, чтобы завладеть царством; тогда всё будет повёрнуто вспять и Он наконец получит превосходство в численности во всём.

Разумеется, нам не хватит места для обсуждения истории Будды; однако, возможно, в ней очень мало действительной истории. Что касается мнимой параллели с жизнью Христа, мы уже отмечали, что Сатана, скорее всего, был знаком с пророчествами Бога о ней. Должно быть, он осознавал, что ему самому предстоит сыграть немаловажную роль в этой колоссальной драме и ему было позволено, разумеется в пределах границ, устроить искушения, будь то в пустыне, в саду или на кресте, согласно его собственным планам. Поэтому нам не стоит удивляться тому, что, имея перед собой очевидную цель, он заранее отрепетировал некоторые сцены.

Но каким бы ни было сходство, между легендами о Будде и историей Христа есть невыразимое различие, и здесь мы остановимся на нескольких эпизодах. В Евангелиях обстоятельства зачатия описываются с величием и сдержанностью, а само зачатие становится божественной тайной. Но Будда сходит с неба и входит в чрево своей матери в образе белого слона с головой цвета кошениля и с золотыми бивнями. Это не единственные приведённые детали.

История о рождении нашего Господа и Его колыбели в яслях, поскольку Ему не нашлось места в гостинице, несёт на себе печать истины. С другой стороны, мать Будды была в саду Лумбини, когда он родился. Окружённая шестьюдесятью тысячами прекрасных нимф-облаков, она подошла к величественному дереву, которое немедленно склонило ветви, чтобы приветствовать и покрыть её. Согласно тибетской версии, как только младенец Будда коснулся земли, на ней распустился большой белый лотос; он сел на него и воскликнул: «Я господин мира, это моё последнее рождение!» — и эти слова прокатились могучей волной по всем мирам. Тогда в небе появились два царя-змея, Нанда и Упананда, и пролили дождь на ребёнка.

Рассматривать эту тему дальше нет нужды, совершенно очевидно, что эти восточные истории полностью отличаются от Евангелий. Возможно, нам ответят: но это лишь легенды; почему мы не касаемся истории Будды? К сожалению, исторические данные имеют самое приблизительное описание, и, если мы оставим легенды, мы должны откзаться от чудесного зачатия и всех основных положений мнимого параллелизма с жизнью Христа. Практически не нужно добавлять, что о приходе Будды не было никаких пророчеств за века до его появления, как было в случае с Христом.

Продолжение главы 14 >>