Глава 14. Буддизм
Мы уже увидели, что подъём спиритизма, то есть возвращение к сообщению с бесами и чудесным делам древних времён, вскоре привёл к возрождению оккультизма, или языческой философии. Следовательно, эти системы, хотя они и не сходятся по одному или двум незначительным положениям, не имеют серьёзных противоречий. Это лишь различные аспекты одной и той же веры, и они будут существовать бок о бок, как они существовали в старом языческом мире: теософия была вероисповеданием образованных и интеллектуальных, а спиритизм влиял на народные массы.
Но теософия отождествляет свои учения с теми Тайнами, которые присущи всем великим мировым религиям под различными видами и с различными уровнями успеха, и считает себя частью этой системы. Мотивы, заставляющие князя воздуха возродить эту систему в странах, где триста лет проповедуется имя Господа Иисуса, достаточно очевидны. Час его краткого триумфа близок; он начинает привлекать людей в свою конфедерацию учениями нефилимов, имевшими успех в допотопные времена и в Вавилоне; он организует свои силы с намерением поднять вселенское восстание против Бога и против Его Христа. Поэтому в самом сердце христианского мира он начнёт процесс, которые соединит воедино великие религии, чтобы их совместными усилиями задавить и разрушить одно непримиримое сообщество — церковь Господа Иисуса. Поэтому мы видим, что и спиритисты, и теософы, и даже агностики протягивают руку буддизму и оказывают ему такой почёт в нашей собственной стране, что мы не можем не сказать несколько слов о его происхождении и доктрине…
И если они протянут правую руку буддизму, левая в то же время будет протянута исламу, как мы видим в отрывке из главы 13. Следующие слова из предисловия к книге Е. Арнольда «Жемчужины веры» также иллюстрируют широко распространённое чувство на эту тему:
«Тем самым чудесный и одарённый учитель, Мухаммед, создал обширную империю новой веры и новую цивилизацию и приготовил шестую часть человечества для развития и примирения, которые принесут поздние времена. С исламом необходимо дружить; его нельзя презрительно отвергать или искоренять. Ему принадлежит задача обучать мир и другие религии, и он внесёт свой вклад в далёкое божественное событие, к которому движется всё творение».
Когда сговор взбунтовавшихся сыновей Ноя был разрушен смешением языков, по-видимому, предки арийских народов покинули долину Сеннаар группой и двинулись на восток. Скорее всего, они говорили на общем языке и, несомненно, понесли с собой религию и философию, переданную им от допотопных времён Хамом или раскрытую самими нефилимами непосредственно перед потопом1. Возможно, они прошли всю Азию, пока не достигли Бактрии, и во время своего путешествия в ту страну — насколько мы можем судить на основании исследований корней, общих для всех арийских языков, — достигли большого развития цивилизации. Затем, возможно, из-за растущей численности или по другим причинам, они разделились на несколько племён, некоторые из которых начали двигаться на запад, переходя от одного места к другому, пока не поселились в Европе и не стали известны нам как греки, римляне, тевтонцы и славяне; другие перешли на плато Ирана; третьи в большом количестве собрались в долине Инда и устроили себе дом посреди семи рек2. Однако на последних постоянно давили племена сзади, поэтому в итоге они начали переходить границы Пенджаба и двигаться вперёд, изгоняя перед собой дравидов и коларийцев в земли Ганга, где они образовали великое царство Магадха.
Примечание 1: В Быт. 6:4 (см. главу 8) о них говорится, что они обитали на земле после потопа, а также до него.
Примечание 2: Дата этой иммиграции неизвестна; скорее всего, это произошло около 2000 года до Р. Х.
За этим последовал период относительного мира, во время которого новые обитатели осели на земле и посвятили себя тихим устремлениям. В результате обстоятельств скоро они разделились на три различных класса, или касты. Военная аристократия, или кшатрии, в конце длительной войны естественным образом считались первым чином; за ними шли брахманы, или учёные и священники. И наконец, были земледельцы и крестьяне, которые возделывали почву и не выходили на войну за исключением крайних случаев; их назвали вайшьи3, и они образовали третью касту. Но в дополнение к самим арийским иммигрантам существовало также население туранцев, которым пришлось жить под гнётом завоевателей как низшему сословию и рабам; они под именем шудры составили четвёртую касту. Эта четвёртая каста полностью исключена из всех вопросов религии и не признаётся ни в Авесте, законе Восточного Ирана, ни в законе Ганга.
Примечание 3: Слово «вайшьи» изначально означало «соплеменник» или «сотоварищ» и относилось ко всем арийцам, чтобы отличить их как правящий народ от подчинённых аборигенов. Однако со временем оно превратилось в особое название третьей касты.