Глава 16. Подтверждающие доказательства (5)

Глава 16. Подтверждающие доказательства

1   2   3   4   5   6   7   8

Первой и главной из них была покойная г-жа Е. П. Блаватская, русская по национальности. Всё, что нам нужно узнать о ней, не обращаясь к её критикам, можно узнать от её первого американского ученика, самого близкого друга и сподвижника, полковника Олкотта. Госпожа Блаватская, следуя властному приказанию своего махатмы, была «послана» в 1873 году из Парижа в Америку для работы, которая должна была быть указана ей там. Олкотт впервые встретил её в Читендене, США, когда исследовал феномен духов в доме Эдди в 1874 году. Таким образом современное теософское движение вышло из современного спиритического движения. Вместе в 1875 году они основали Теософское Общество в Нью-Йорке.

Будет справедливым судить о сегодняшней теософии по этим двум первым представителям Старших Братьев, потому что до сего дня нынешние руководители движения превозносят их обоих, продвигают их книги, учат тем же доктринам и стремятся к тем же целям. Так, «Теософ», выпускавшийся штаб-квартирой Общества в Адьяре (Мадрас, Индия), в июньском номере 1941-го года, с. 231, цитирует слова президента, сказанные на Конвенции 1934-го года: «основание нашего Общества восходит к определенным Учителям Мудрости, под чьим направлением Е. П. Блаватская и полковник Олкотт, основатели Общества, неустанно трудились». Об основных трудах Блаватской в учебном плане библиотеки Теософского общества в Лондоне говорится: «Эти книги представляют собой основу и сумму теософского учения». А в Главном Каталоге лондонского Теософского Издательского дома за 1941-й год «Листы старого дневника» описываются как «единственная подлинная история Теософского Общества».

Именно в этой работе Олкотт обрисовал картину, которая показывает характер и нравственные убеждения первого и выдающегося современного представителя этих Старших Братьев, этих Учителей Мудрости, стремящихся повлиять на человечество. Читатель может судить об учителях по их ученикам. Следующие черты описаны поразительно ясно:

1. НЕОБУЗДАНЫЙ НРАВ. «Даже в ранней юности она [г-жа Б.] была подвержена неудержимым вспышкам гнева и проявляла глубоко укоренившуюся склонность восставать против любого вида власти… Малейшее противоречие вызывало взрыв гнева, даже судорожный припадок. (213).

Когда Сын Божий берёт в Свои руки подобную природу, Он делает это, чтобы исправить разрушительное состояние силой новый природы, которую Он творит внутри. Но эти Учителя работают не так. Эта несчастная женщина в юности была «поводом для ужаса своей гувернантки, отчаяния своих родственников, неукротимым бунтарём, восстающим против всяких уз привычек и условностей» (222), и такой она осталась до конца своих дней, так что Олкотт называет её «буйной и невыносимой женщиной (50), которая кипела от ярости и произносила ругательства, называя его неисправимым идиотом и другими пренебрежительными словами» (412).

2. ЛОЖЬ была второй достойной осуждения отличительной чертой, которую описывает Олкотт.

Она была «послана» в Америку, как она говорила, чтобы доказать миру подлинность феномена духов, но также чтобы доказать, что то объяснение, что они производились духами мёртвых, было ложной теорией. Но чтобы не дискредитировать весь этот вопрос, она притворялась какое-то время, что поддерживает двух известных в то время медиумов и то, что они делали на спиритическом сеансе. Таким образом вначале она воодушевляла людей верить в то, что она была послана свести на нет. Она оправдывала такую двуличность (13, 14). Но её рассуждения сводятся к тому, что цель оправдывает средства.

Поддерживая этот обман, она какое-то время позволяла Олкотту и другим думать, что совершает свои чудеса при помощи некоего «Джона Кинга», якобы главы рода духов, а в другое время — при помощи духа знаменитого пирата сэра Генри Моргана. Олкотт говорит, что «она поддерживала эту иллюзию в течение нескольких месяцев» (10, 11).

И снова её друг говорит: «Тому, что она могла сказать мне или кому-либо, я придаю очень мало значения, потому что, живя с ней и путешествуя с ней так долго, и находясь с ней при разговорах с третьими лицами, я слышал, как она рассказывала о себе весьма противоречивые истории». Причина такого привычного обмана имеет большое значение. «Открытость и общительность выдали бы местонахождение и личности её Учителей!». (264). И так те, кто выдаёт себя за Благодетелей человечества, требуют, чтобы их личности и места пребывания хранились в строжайшей тайне, даже ценой намеренной лжи.

Еще раз Олкотт говорит: «Что касается возраста, она рассказывала истории самого разного рода, прибавляя к своему подлинному возрасту двадцать, сорок и даже шестьдесят и семьдесят лет». И оправданием такой лжи было простая неопределённость: «Она сказала мне в своё извинение, что Некие существа внутри её тела имели в те моменты именно такие возраста, и, следовательно, это не было неправдой, хотя слушатель видел только оболочку Е. П. Б. и думал, что сказанное относится только к возрасту оболочки». (265).

3. НЕЦЕЛОМУДРЕННОСТЬ. Олкотт заявляет, что «каждый её взгляд, слово и действие провозглашали отсутствие в ней женственности» и добавляет: «я придерживаюсь этого же взгляда, несмотря на мнимые признания прошлых проступков, содержащиеся в её письмах к некому русскому господину, недавно опубликованные в книге под названием «Современная служительницы Изиды». Одним словом, я убежден, что моя оценка её половой чистоты верна, а её мнимые признания ложны — пустая похвальба» (6). Но какой является женщина, способная так небрежно, из «пустой похвальбы» признаться в нечистоте, подлинной или мнимой? Стоит отметить и то, насколько легковесно оценивал этот вопрос сам Олкотт.

Современные женщины могут обратить внимание, что эта служительница Сатаны пренебрегала Божьими законами и законами природы, нося короткую стрижку за два поколения до того, как недавно эта языческая мода пережила возрождение. К этим нелицеприятным чертам следует добавить то, что она была заядлым курильщиком, и этим также показала современным женщинам путь рабства, и чаще всего была не воздержана в еде (449, 452). Она поcлала свою служанку выполнить какое-то поручение, и, хотя девушка предупреждала, что полусырой ужин повредит ей, из-за того, что та слишком долго не возвращалась, а сама она проголодалась, она «послала к дьяволу разом всех слуг в Филадельфии» (450). Это была грубая, вспыльчивая, нечестивая, непристойная, обманчивая, лживая, но при этом завораживающая женщина, которую избрали Учителя, поселились в ней и использовали её как своего главного современного служителя.

Вторым их главным представителем был Олкотт. Как мы уже отмечали, он смотрит сквозь пальцы на её признание в безнравственности, оправдывает её ложь (15, 321) и мирится с её необузданным нравом (461). Для него её «грубая эксцентричность, включая сквернословие», были всего лишь «солецизмом» (признаками плохого воспитания); а его представление о том, что человеческий грех может быть устранён, видно в следующем замечании — что некий щедрый и дружелюбный поступок (каким он действительно был) г-жи Блаватской по отношению к бедной попутчице «способен смыть из Книги записей человеческих поступков целые страницы» проступков (29).

Изначальное отношение Олкотта к христианству объясняет причину, по которой он также был готов в своём разуме к тому, чтобы его уловили козни этих Учителей. Он говорит, что у него «не было сектанских преград, которые пришлось бы сносить» и что он был «хронически безразличен к богословию» (322).

Третьим главным современным представителем Махатм была покойная г-жа Анни Бе́зант. Её также полностью поддерживают нынешние лидеры движения. Её книгу «Эзотерическое христианство» дал мне тот брахман-теософ, о котором я упоминал ранее.

Ее автобиография (T. Fisher Unwin, ed. 2, 1893) очень наглядна, потому что показывает, в каком раннем возрасте Учителя обратили на неё внимание и стали оказывать на неё влияние. Так же как у Бога есть те, кто с рождения отмечен Им для служения, так, видимо, действует и Сатана. С какой же серьёзностью и осторожностью должны родители обучать своих детей для Господа и хранить их от козней дьявола. Насколько трагично то, что в домах христиан могут быть такие книги, игры, радиопередачи и такая общая атмосфера, которая может помочь злым духам захватить и увести детей. Какую ответственность за это в конечном итоге понесут верующие родители?

Продолжение главы 16 >>