Глава 16. Подтверждающие доказательства
Отцу Анни Безант был присущ «глубокий и постоянный скептицизм», а её мать стала рационалисткой, когда дочь была маленькой (22, 23). Друг семьи воспитал её в духе евангелического кальвинизма, и она говорит, что «строгая религия как будто набросила на меня мрачную тень» (44). «Церковь, основанная на законе, сделала из меня неверующего и противостоящего человека» (24). Без обращения или рождения заново (43) её учили молиться вслух и преподавать в англиканской воскресной школе (39), она прошла конфирмацию (51), каждую неделю подходила к святому причастию (57) и ознакомилась с Библией (44). Она постилась и бичевала себя (57), и её захватили концепции католической церкви (56). Она стала членом Высокой Англиканской церкви и вышла замуж за священника, но их совместная жизнь была несчастной, и наконец они разошлись. Она подверглась искушению совершить самоубийство (93) и её здоровье значительно пошатнулось.
Поскольку она не знала Бога в Христе, сомнения в Нём легко охватили её (90). В то время она много читала, но она не упоминает Библию (101). Под влиянием учения Чарльза Войзи она отбросила вероучение и вскоре стала отрицать божество Христа (107-109). В то время она искала совета Пьюзи, и он увещевал её молиться и верить в «Церковь» (109-112). Её мать, умирая, выразила желание причаститься. Анни Безант пошла к декану Стэнли и честно сказала ему, что не верит в христианские учения, но он, тем не менее, согласился на то, чтобы мать, дочь и он сам подошли к причастию. Декан сказал, что это таинство является символом единения, а не разделения, и что вера в божество Иисуса необязательна для того, чтобы участвовать (121-125). Она отказалась от молитвы как «кощунственной нелепости» (133).
Так поставленная Старшими Братьями цель была достигнута — её разум был извращён в том, что касается истинной природы христианства, а сердце отвернулось от Божьего Слова и Сына Божьего, открытого в нем. Какими ужасными могут быть дела фальшивого христианства и его ведущих учителей. Уведённая таким образом во тьму, она писала, что Идеальный человек — это не Муж скорбей [Христос], а «светлое идеальное человечество атеиста»… «как Геркулес в греческом искусстве, излучающий любовь, славный в своей собственной силе… свободный человек, который не знает господ, не терпит тирании, полагается на свою собственную силу, кто принимает распрю своего брата как свою, гордый, честный, преданный, смелый» (157, 158). Можно ли найти более разительный контраст Божьему Христу, который ходил по земле, смиренно завися от силы и мудрости Отца и полностью подчиняясь Его власти?
Тогда она присоединилась к атеисту Чарльзу Брэдлоу и вместе они выпустили книгу, дающую указания, как посредством контроля рождаемости помешать назначенному Богом продолжению человеческого рода. Её содержание было таким, что в 1875 они оба были привлечены к суду, и постановлением Палаты лордов распространение этой книги приравнивалось к уголовному преступлению. По техническим причинам это заключение было аннулировано, и, нисколько не смутившись, она продолжила тиражировать книгу и также написала свою собственную книгу по той же теме. Пусть нынешние (иногда даже христианские) приверженцы этой практики задумаются над тем, что её современное появление имело своим началом пропаганду двух атеистов. Её книга была изъята из обращения вскоре после того, как Анни стала теософом, не потому что книга была сочтена порочной, а лишь потому, что такая книга не подобает оккультисту (243).
Оставив Брэдлоу, в 1885 году она стала социалисткой, но вскоре разочаровалась в социализме. Примечательны её высказывания по этому поводу: «Позиция социалистов казалось вполне подходящей с экономической стороны, но где найти вдохновение, побуждение, которое привело бы к осуществлению братства людей? Наши попытки организовать союзы неэгоистичных рабочих провалились. Многое было, действительно, сделано, но не появилось подлинного движения самоотверженной преданности, в котором люди работали бы ради одной Любви, и стремились бы к тому, чтобы отдавать, а не к тому, чтобы получать». (338).
В своём вступлении я отметил, что определённые люди — такие как дама, упоминаемая там, — обладают темпераментом, особенно подверженным духовному влиянию. Г-жа Безант, описывая себя, говорит, что она всегда была мистически настроена, обладала развитым воображением, была эмоциональна и мечтательна (24-27, 42). Пусть следующие слова покажут, в насколько раннюю пору жизни недремлющие духи могут окружить того, кого они желают использовать, и пусть это послужит предостережением для других. Она писала о своих ранних годах: «Меня сильно пугали неуловимые туманные присутствия, которые я ощущала вблизи себя, но не могла увидеть; они были настолько реальны, что я точно знала, в каком месте комнаты они находятся, и особенный страх, который они вызывали, состоял по большей части в том ощущении, что я вот-вот их увижу» (45). Так её разум был приучен к мысли о невидимых присутствиях. В своё время она, увы, лишится страха перед ними.
После того как она разочаровалась в формальной религии, атеизме, социализме, материализме (357), она была готова к последнему этапу своего бурного жизненного пути. Пусть читатель обратит на это внимание: «Я услышала некий «Голос», она говорит, «я услышала Голос». Нам не нужно сомневаться в этом, но мы должны внять предостережению апостола: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). «Я услышала голос, призывающий меня ободриться, ибо свет близко» (340). После этого она встретила г-жу Блаватскую! И так же, как Олкотт, была незаметно увлечена. 10-го мая 1889 года она вступила в Теософское общество (344). О Е. П. Блаватской она сказала: «Я поверила ей по властному велению интуиции» (344). Это диаметрально противоположно предусмотрительности и благоразумию, которые испытывают духов. Отдавшись точно так же без сопротивления, бесчисленное число душ оказалось подвержено этому или другим заблуждениям.
Чтобы предостеречь всех, нам показалось целесообразным выделить основные шаги в подготовке этого современного апостола антихристианского заблуждения. Сомневающиеся родители, доброжелательный, но немудрый друг, муштрующий её в суровом и лишенном любви богословии; она оказалась втянутой в занятия и деятельность евангелической религии, не будучи возрождена; пустой обряд оставил её душу неудовлетворенной и безоружной перед горечью жизни; Высокая церковь принесла разочарование, Широкая церковь оказалась лишенной истинных принципов; атеизм, социализм, материализм — им всем чего-то не хватало; и наконец, после всех этих разнообразных и иссушающих душу переживаний она столкнулась с внезапным раскрытием подлинного мира духов, в котором совершались чудеса, давались обещания, открывались перспективы, и сложная философия увлекала жаждущего искателя.
Мне говорили, что Уильям Гладстон после прочтения её «Автобиографии» сказал, что беда была в том, что она никогда не имела подлинного ощущения греха. Это замечание справедливо и касается самой сути вопроса. О, если бы она в свое время поняла в отношении самой себя то, что впоследствии писала о душах призванных, которые, как она выражается, поднимаются путем посвящения в «становление Христом». «Каждый такой младенец бывает всегда окружен опасностями и угрозами и такими тяжелыми испытаниями, которых не знают другие младенцы; ибо он помазан елеем второго рождения, и Темные Силы невидимого мира делают усилия, чтобы его погубить». («Эзотерическое Христианство», перевод Е. Писаревой, с. 186).
Обратим внимание на это признание — что в этом ином мире есть «темные силы», ищущие того, чтобы погубить нас, и давайте рассмотрим, не под их ли влияние попала Анни Безант. Их порочность будет более очевидна в том, что они выдавали себя за хороших и добрых существ, стремящиеся помочь человечеству. Её собственная книга, процитированная только что, должна осветить для нас то нравственное состояние, которого она достигла, идя по этому пустынному пути.
Поскольку она лишала силы и фальсифицировала всё христианское учение, неудивительно, что она не остановилась перед тем, чтобы фальсифицировать и историю. В вышеупомянутой книге она признает, что человек по имени Иисус жил на земле, но относит время его рождения к 105 году до Р. Х, на век ранее реальной даты. Разумеется, такой человек неизвестен исторической науке. Анни Безант признает, что у него был любимый последователь по имени Иоанн. Также она ссылается на ранних отцов церкви и приводит много цитат из Оригена, Климента Александрийского и других, и соглашается, что смерть Климента можно датировать приблизительно 220 годом по Р.Х. Далее она допускает, что Поликарп был учеником Иоанна.
А теперь — Поликарп умер в 155 г. по Р. Х., или, как говорят некоторые, в 166 г. Принимая более раннюю дату из этих двух и помня его знаменитое высказывание во время его мученической смерти о том, что он прослужил Христу 86 лет, мы видим, что его первое знакомство с Иоанном должно было состояться около 70 г. по Р. Х. Итак, следуя нашему автору, Христос родился в 105 г. до Р. Х. , его служение, которое он начал в возрасте около тридцати лет, должно было начаться около 75 г. до Р. Х., и в это же время Иоанн стал его учеником. Предположим, что Иоанн был ровесником Иисуса и также был рожден около 105 г. до Р. Х., и, следовательно, ему было уже около 175 лет, когда Поликарп стал его учеником в 70 г. по Р. Х.!
Однако она утверждает, что жизнь Иоанна заняла «век, последовавший за физической смертью Христа» (136). Но в таком случае служение Иоанна закончилось около 28 г. по Р. Х., поскольку Иисус прожил только около 33 лет, начиная со 105 г. до Р. Х. Но из этого следует, что Иоанн умер приблизительно в 133 года, вместо 175-ти, как утверждалось до сих пор, и что он уже 47 лет как умер, когда Поликарп стал его учеником!
Что показывают эти двойные противоречия, как не то, что г-жа Безант писала лживо и, как и другие обманщики, была поймана в свою же ловушку? Но если мы говорим, что она писала под вдохновением одного из Учителей (и действительно, на читателя этой книги воздействует некое сверхчеловеческое влияние, которого он должен постоянно остерегаться), тогда природа этого Учителя — на самом деле обманщика — становится еще более очевидной.
И вывод о том, кем являются Учителя, будет тем более очевиден христианину, когда будет принят к сведению следующий факт — их теория о природе и цели человека в точности такая же, как та, которую Сатана открыл Еве: «вы будете как Бог» (Быт. 3:4). Г-жа Блаватская писала: «в человеке есть скрытые силы, способные сделать его богом на земле» («Листы старого дневника», 14). И преподобный Л. В. Бёрт в статье из «Теософа» (июнь 1941, 213), процитированной выше, сказал: «Религии и философии признают человека божественным по сущности и происхождению и считают союз с Божественным целью человеческого существования».