Глава 16. Подтверждающие доказательства
И сэр Уильям Крукс предложил похожее объяснение:
«Действия другого вида существ, живущих на этой земле, но невидимых и нематериальных для нас. Способных, однако, изредка проявлять свое присутствие» («Заметки о расследовании явлений, называемых духовными», Часть III, 100, цитируется Венцем, 482.)
Теософия рассматривает эти действия спиритистов как весьма второстепенные, практически низшие; они считаются полезными для привлечения слабых умов, но по статусу стоят гораздо ниже истинных и древних провидцев. Теософия считает, что получила свои более благородные откровения и более высокие чудеса от личностей высшего порядка, называемых Махатмами, Старшими Братьями, Адептами. Утверждается, что это люди, которые избавились от уз этой жизни в материи и достигли сферы божественного, но, как говорится, среди прочих, о Будде, из доброты к своим братьям, которые еще борются, избрали вернуться в этот мир, чтобы помочь нам достичь того мира. Иногда они перевоплощаются, иногда приходят в форме духов и занимают тело, вдохновляют разум и направляют действия тех мужчин и женщин, которых они находят восприимчивыми и покорными.
Эта теория сохраняется в их литературе до сих пор. Поэтому в «Теософе», в июньском номере 1941-го года, с. 190, г-ном Ч. Джинараджадаса было сказано о «теософском работнике»: «его работа двойственна — во-первых, наставить человечество в знании «Божьего Плана, который есть развитие», а затем взаимодействовать со Старшими Братьями, которые несут ответственность за этот План».
Спиритист полностью зависит от существ, с которыми он входит в общение, а теософ — от этих Старших Братьев. И тот, и другой признают это общение и хвалятся им. Таким образом, становится жизненно необходимым установить характер этих существ, влияющих на мир таким образом. Это и не сложно.
I. Во-первых, их УЧЕНИЯ диаметрально противоположны Священному Писанию.
i. Бог является не личностью, а безликой совокупностью всех вещей. Основатель «Теософского общества», полковник Г. С. Олкотт, писал: «что касается наших взглядах на безличность Бога — Бог — это Вечное и Вездесущее Начало, одно и то же во всех религиях, под разными именами» («Листы старого дневника, 396), и «Теософ», цитированный ранее, с. 214, где Лоуренс В. Бёрт пишет: «всё есть Бог и Бог есть всё».
ii. Иисус Христос, наш Господь, всего лишь один из
«Великих Учителей, среди которых Иисус, Будда, Заратуштра и многие другие из разных веков и народов, учения которых дошли до нашего времени… божественные существа, которые в непостижимом прошлом были людьми, а сейчас являются богами, способными по своему желанию воплотиться в нашем мире, чтобы подчеркнуть естественную потребность человека, существующую в силу законов развития (которым они и сами ещё подвластны), смотреть вперёд и потому стараться достичь божественности, а не назад, опуская себя на один уровень с животными» (Венц, 514).
По своей сути это похоже на то, что расселизм учит о Христе — что он якобы имел ангельскую природу, стал человеком и посредством своей жизни достиг божественности.
iii. Избавление от греха и суда не может быть осуществлено вмешательством Бога в личности Своего Сына, или посредством того, что Сын умер за людей, чтобы искупить их от гнева. Карма, абсолютно неизменный, фаталистический закон причины и следствия, полностью запрещает подобное вмешательство. Каждый человек должен полностью понести своё наказание посредством ряда перерождений, разнообразных скорбей и борьбы, пока в конце концов он также не достигнет божественности и не растворится во Всём.
iv. Древний персидский и гностический взгляд на порочность материи, противоположный божественному утверждению о материальном творении, согласно которому Бог увидел, что всё, что Он создал — «хорошо весьма» (в его первозданном состоянии) (Быт. 1:31). Поэтому автор, которого мы только что процитировали, в этой статье в «Теософе» говорит следующее:
«Теософия учит, что в этом кроется причина боли — это результат борьбы между двумя противоположностями, борьбы между жизнью и формой, противостояние души и тела, Духа и материи. Здесь также возникает связанная с этим проблема происхождения того так называемого зла, приписываемого к гуне (характеристике) материи: бездействие, подвижность и ритм — тамас (тьма), раджас (страсть) и саттва (благость) — в противоположность к характеристикам Духа».
Это напрямую противоречит тому положению Писания, что зло зародилось в сердце Сатаны: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17), взгляду Соломона — что из сердца исходят источники жизни (Прит. 4:23) и словам Господа, что «из сердца исходят злые мысли» и, как следствие, злые дела (Мф. 15:19). Цель этого извращения — провозгласить, что по природе «дух» чист, и применение этого видно в учении некоторых гностиков — якобы человек, дух, остается неосквернённым независимо от того, насколько сильно он предается греху. Но Писание со всей серьёзностью наставляет нас, что грядущий Божий суд будет совершён согласно тому, «что он сделал в теле» (2 Кор. 5:10).
v. Действительно, здесь нет жизненного необходимого различения добра и зла. Обратите внимание на слова в цитате выше — «так называемое зло». Один выдающийся в своё время учитель таких доктрин и доктрин, подобных им, честно признал, что он почерпнул эти взгляды из древнегреческих философов, а они — в свою очередь — из еще более древних индусских учителей. Это до сих пор является учением индусской теософии. В 1910-м году в Бирме я услышал это в качестве утверждения от ученого брахмана, исследователя санскрита, секретаря Рангунского Теософского Общества. Он настаивал на том, что между правильным и неправильным нет естественного различия. Для человека неправильно делать то, что он сам считает неправильным, но то же действие может быть правильным, если он считает это правильным. Я сказал: «Тогда прелюбодеяние и убийство — правильны, если человек считает их правильными», и он сразу же согласился с этим.
В подобной манере отрицается целый ряд библейских учений, и неудивительно, что г-н Венц охарактеризовал книгу миссис Бейкер Эдди «Объяснение чудесных исцелений Иисуса Христа» как являющую «мастерство и подлинный гений»; потому что христианская наука, как утверждается в её авторитетной книге «Наука и здоровье», подобным образом отрицает каждое учение Писаний и тем самым выдаёт своё бесовское происхождение, происхождение от теософии. Эта книга, несомненно, отличается изобретательностью и гениальностью по части искажений, но её автор откровенно кривит душой называя её христианской и при этом полностью отрицая явную силу христианских Писаний.
II. Второй точный и решающий критерий — это НРАВСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР этих существ, входящих в общение с людьми.
На это проливает свет г-н Венц: «”Добрые люди” [как их с осторожностью называет народ, чтобы не обидеть их] готовы делать добрые дела, чтобы почтить их и послужить им, но они 1. очень мстительны, если с ними плохо обращаются (142, 146, 154, и т.д.). 2. крадут, в том числе похищают женщин и детей (43, 104, 106, 130). 3. сбивают странников с пути (159). 4. они ведут войны (46, 302). 5. убивают (106, 108), 6. принимают людей в качестве погребальных жертв (407), 7. совершают прелюбодеяние (252, 326, 327), 8. кровосмешение (375), 9. изменяют (346), 10. похищают чужих жён (376).
Стоит ли говорить, что Пс. 134:18 верно говорит об их последователях, и «Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них». Древние боги походили на них своей порочностью, и такими же были и являются люди, поклоняющиеся им. Неудивительно прочитать у Венца (391), что «Около 1780-1820 года в Гламоргане жил старый бард, который на самом деле был друидом, хотя и утверждал, что он христианин; он полностью верил в перерождение». Такое лицемерие, кажется, не считается нравственным грехом у язычников. Так же поступал Роберто де Нобили в 1607 году, выдавая себя за брахмана, чтобы склонить индусов стать католиками; и подобно тому поступал бесстрашный, но очень порочный путешественник, сэр Ричард Бёртон, притворяясь мусульманином, чтобы посетить Мекку и Медину в те дни, когда не-мусульманам, пойманным там, грозила смерть. Нет нужды доказывать, насколько всякий подобный обман и низость противоположны Божьей святости и Христовой чистоте. Этих доказательств достаточно, чтобы понять, что духи, о которых идёт речь, являются падшими ангелами, слугами Князя тьмы.
Если мы обратимся к теософии, чтобы узнать природу Старших Братьев, которые представляются как благожелательные наставники и помощники человечества, мы обнаружим, что c нравственной точки зрения они принадлежат тому же роду, что и духи веры в фей. Сами теософы подтверждают это, показывая, каких представителей Старшие Братья избрали для своей работы на земле.