Глава 1. Творение
В пророчестве Исаии после ужасного описания падения Идумеи в день ярости мы находим выражение: «И протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения» (Ис. 34:11). Слова «разорение» и «уничтожение» на еврейском языке — это те же самые слова, которые переведены как «безвидна и пуста». Смысл их таков, что как архитектор тщательно протягивает верёвку и вешает отвес, чтобы достичь совершенства при строительстве здания, так и Господь сделает разрушение полным.
Таким образом, слова в данном отрывке невозможно истолковать неправильно, а второй отрывок ещё более убедителен. Ибо при описании опустошения Иудеи и Иерусалима Иеремия сравнивает его с разрушением до появления Адама и восклицает: «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, — на небеса, и нет на них света. Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись. Смотрю, и вот, Кармил — пустыня, и все города его разрушены от лица Господа, от ярости гнева Его. Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю» (Иер. 4:23-27).
Мы видим, что еврейское слово «тоху» означает «запустение» или «то, что находится в запустении»; а «боху» ― «пустоту» или «то, что является пустым», наверное, с учётом отсутствия всякой жизни («я увидел, и вот, не было никакого человека», и т.д.).
И снова, глагол, переведённый как «была», иногда используется с простым винительным падежом в значении «быть сделанным» или «стать». Пример этого можно увидеть в истории жены Лота, о которой мы читаем, что «она стала соляным столпом» (Быт. 19:26). Подобное значение намного лучше для нашего контекста; поэтому мы можем принять его и перевести эту фразу следующим образом: «И земля стала безвидной и пустой; и тьма над бездной».
Но если нам необходимо дальнейшее доказательство того, что наш стих описывает не хаотичную массу, которую Бог сперва сотворил и которой он позднее придал форму, у нас есть прямое и положительное подтверждение этого в сорок пятой главе Книги пророка Исаии, поскольку там говорится, что Бог не сотворил землю «тоху» (Ис. 45:18). Таким образом, это слово, какое бы значение мы ни придавали ему, не может описывать раннее состояние земли. Но наши переводчики запутали этот факт, переведя слово «тоху» как «напрасно»: они вряд ли смогли бы сравнить отрывки, где оно встречается; в противном случае они увидели бы, что правильность перевода этого слова в Книге пророка Исаии указывает на творение, как и то же самое слово в Бытии.
Таким образом, нам ясно, что второй стих Бытия описывает землю в виде разрушения; но нет ни намёка на то, сколько времени прошло между сотворением и этим разрушением. Возможно, проходил век за веком, и, наверное, в это время постепенно развивалась страта земной коры. Итак, мы видим, что геологические нападки на Писания не достигают цели, это лишь битьё по воздуху. Между первым и вторым стихами Библии могло пройти сколько угодно времени. И снова, поскольку у нас нет вдохновлённого [Богом ― прим. пер.] описания о геологических формациях, у нас есть право верить, что они развились только для того, чтобы мы нашли их. Весь процесс происходил в доадамово время и был связан, возможно, с другой расой существ, и, следовательно, в нынешнее время не относится к нам.
И следует отметить, что Бог никогда, со времени падения человека, не раскрывал ничего лишь ради жажды знаний; Он раскрывал лишь то, что в достаточной мере иллюстрирует Его вечную силу и Божество, наше падшее состояние и нашу потребность в немыслимой любви и обещание быстрого избавления от греха, полное восстановление Его милости и бесконечную жизнь и послушание и совершенную радость.
Знание в этом веке ― это дар, полный опасностей, поскольку наша главная задача состоит в том, чтобы усвоить урок полной зависимости от Бога и полного подчинения Его воле. Его работа над нами сейчас состоит в том, чтобы Он заменил нашу цель и скрыл от нас гордость (Иов. 33:17). Но знание, если оно не сопровождается сильным излиянием благодати, приводит к чрезмерному восторгу. Именно видение знания наполнило грудь нашей прародительницы нечестивыми стремлениями и заставило её послушать Искусителя, когда он дал ей надежду стать такой же, как Бог. И зловещий факт состоит в том, что после грехопадения первыми изобретателями искусства и науки были последователи не верующего Сифа, а безбожника и убийцы Каина.
Поэтому в наши дни руководители науки часто являются руководителями неверия, людьми, презирающими Бога и молитву. Без особой благодати человек не может вынести ни малейшего веса власти на плечах; он сразу же теряет равновесие.
И поэтому Писания занимают позицию, которую нам и следует ожидать. Они полностью, как в стихах, которые перед нами, избегают контакта с человеческой наукой. Бог не запрещает нам исследовать как можно глубже законы Его вселенной; но Он полностью отказывается помогать нашему изучению посредством откровения или продвигать наше изучение. В нынешнее время Он больше хотел бы, чтобы мы уделяли внимание нравственному обновлению себя и других людей; но вскоре Он откроет обширные кладовые Его мудрости для тех, кто любит Его и доверяет Ему, и обрадует их души тайнами Своей силы творения.
[Для подтверждения этого взгляда см. книгу Пуси «Пророк Даниил», издание 3, предисл., стр. 18-21 и примечания. Также книгу Лиддона «Послание к римлянам», стр. 103. 3 (I): «Останки «доадамовых» людей неизвестного возраста в страте могут указывать на те века, когда земной шар был сценой пробы ранних родов «людей» ― пробы, которая завершилась из-за некой геологической «катастрофы» до воссоздания, описанного в Бытии, которое подготовило путь для нашего рода».]