ПРОЛЕГОМЕНА: IV. Три линии пророчества
Прежде чем мы попытаемся истолковать пророчества Писаний, необходимо определиться с тем, к кому они относятся, поскольку сейчас Бог работает на земле с тремя классами людей и у каждого из них есть отличительная линия.
До завершения третьего века, по-видимому, Он давал все Свои откровения и все Свои заповеди всему человеческому роду без различия. Но при помощи завета с Авраамом Он вызвал одно племя из земных семей, которое принадлежало бы полностью Ему. И около двух тысяч лет назад Он провозгласил образование ещё одного сообщества и люди из любого колена и языка и народа и племени получили приглашение присоединиться к церкви Христа и тем самым отделиться от израильтян, а также от язычников.
Таким образом, население земли в настоящее время разделено на три больших порядка, у каждого из которых есть свои законы, завет, владычество и пророчества.
I. Язычникам, или миру в целом, принадлежат древние законы, данные от сотворения Адама до призвания Авраама.
Их закон — это Ноев закон, который Бог заключил между Собой и «всей плотью на земле» (Быт. 9:17) и условия которого всё ещё действительны в отношении тех, кто не является ни израильтянином, ни членом церкви.
Действительно, претензии Бога к язычникам после восхищения ждущих верующих и перед тем, как царство будет восстановлено и возвращено Израилю, указывают на нарушение этого завета; мы видим это в его знаках рядом с престолом суда, который окружён радугой и рядом с которым стоят херувимы23.
Их власть является земной, однажды она уже потерпела неудачу, и сейчас они приближаются к концу своего второго испытания. Во время ранней вавилонской монархии им было позволено осуществлять владычество, итогом чего был всеобщий бунт против Бога. Но из-за идолослужения Израиля верховенство было снова отдано им в лице Навуходоносора и с тех пор оставалось в их руках.
Их пророчества — если не считать древнейших слов, относящихся ко всему человечеству — легко определить, поскольку они написаны не на обычном еврейском языке Ветхого Завета, а на халдейском, языке первой великой языческой мировой державы. Таким образом, шесть глав Книги пророка Даниила отведены народам24, а в Книге пророка Иеремии есть ещё более удивительный отрывок. Бог посылает короткую весть через пророка язычникам, и эта весть, занимающая всего один стих, тем не менее написана на халдейском языке25.
Примечание 25: Иер. 10:11.
II. Когда мы переходим ко второй группе, мы узнаём, что надежда Израиля лежит в завете с Авраамом и что их закон был дан через Моисея.
Однажды царство уже было у них в руках, но они доказали, что недостойны обладать им, и поэтому их отложили в сторону ради их дисциплинирования. В конце времени язычников верховная власть будет возвращена им, но только когда они будут возрождены Духом Божьим, чтобы не было опасения потерпеть вторую неудачу.
Им принадлежат все пророчества Ветхого Завета, за исключением нескольких отмеченных пророчеств, обращенных к язычникам26, а в Новом Завете предсказания, относящиеся к ним, легко определить или по контексту, или по некоторым указаниям, связывающим их исполнение с иудейским домостроительством и исключающим его из нашего собственного.
III. Что касается церкви, чьё призвание является небесным, её законы были изложены Самим Господом и теми апостолами, которые получили от Него власть связывать и развязывать. Её завет — это завет благодати, славного благовестия блаженного Бога. Царство, которое в её случае является небесным, ещё не было отдано ей, но придёт день, когда святые на высоте получат его, и тогда она будет царствовать вместе с Христом. Все её пророчества содержатся в Новом Завете.
Это три группы, из которых состоит наш род, и каждый человек принадлежит к одной из них. Мы должны помнить, что все неверные иудеи и номинальные христиане включены в первый класс, единственное различие между ними и абсолютными язычниками состоит в ужасной ответственности, лежащей на первых и от которой свободны последние. Поэтому две трети иудеев погибнут во время великой скорби (Зах. 13:8); и, когда Господь явится, чтобы судить всю плоть огнём и Своим мечом, взбунтовавшиеся народы христианского мира будут уничтожены (Мф. 13:40-42); но Он пошлёт вестников мира к народам, которые не слышали о Нём и не видели Его славы (Ис. 66:15-19).
В Библии содержится много указаний на тройное разделение человечества, и прежде чем мы закончим эту тему, будет хорошо обратить внимание на некоторые из них.
Первое такое упоминание содержится в сорок девятом Псалме, первые стихи которого звучат так:
- «Бог Богов, Господь возглаголил,
И призывает землю, от восхода солнца до запада. - С Сиона, который есть верх красоты, является Бог.
- Грядёт Бог наш, и не в безмолвии:
Пред Ним огонь поядающий,
И вокруг Его сильная буря. - Он призывает свыше небо
И землю, судить народ Свой. - «Соберите ко Мне святых Моих,
Вступивших в завет со Мною при жертве». - И небеса провозгласят правду Его,
Ибо судия сей есть Бог. (Села)»
Общий смысл этих стихов довольно очевиден: они раскрывают перед нами величественное описание прихода Господа. Его призыв к небу свыше и к земле внизу, по-видимому, указывает, как видно из контекста, на сбор к Нему новозаветных святых, будут ли они к тому времени в раю Божьем или жить на земле. Они заключили с Ним завет посредством жертвы, то есть они исповедали свою нужду в искуплении и приняли Христа как умилостивление за свои грехи. И они собраны от земли и небес, чтобы Бог мог судить Свой народ, то есть Израиль, поскольку, как только церковь будет взята от земли, Израиль снова станет Его народом.
Церковь вызвана, чтобы встретиться с Господом в воздухе, и небеса возвещают праведность Божью в её возвышении, поскольку Христос, который не знал греха, был сделан грехом за неё, и теперь она должна быть явлена как праведность Божья в Нём. Судьба первого из трёх классов раскрыта, и серьёзная пауза, на которую указывает слово Села, показывает, что сейчас тема поменяется.
Оставшуюся часть Псалма можно разделить на две части, первая из которых длится до пятнадцатого стиха.
В первой из них содержится нежный призыв к сыновьям Иакова, увещевающий их больше не полагаться на внешние и формальные жертвы, а приносить Богу духовные приношения. И она заканчивается милостивым обещанием, что, если они послушаются Его голоса, тогда они призовут Его в день скорби, то есть во время великой скорби, и Он избавит их, и они прославят Его.
Но шестнадцатый стих начинает совершенно другую тему — обращение к «порочным», тем, кто, как бы они себя ни называли, при Божьем суде не будут причислены ни к иудеям, ни к язычникам и, следовательно, столкнутся с надвигающимся гневом. Их лицемерие осуждается в резких выражениях: они непослушны, поскольку знают Божью волю и не исполняют её; они даже осмеливаются проповедовать другим, а сами являются делающими беззаконие. Такое поведение ненавистно Богу, и особенно омерзителен для Него обман, при помощи которого они избавляются от Его страха, то есть представляют Его качества согласно своим развращённым представлениям, а не согласно Его откровению. Поэтому их ждёт полное уничтожение, если они быстро не покаются и не принесут плоды, достойные покаяния, воздав славу Богу.
Эти три класса также ясно показаны в седьмой главе Книги пророка Даниила, где мы видим четырёх зверей, или языческие державы; святых на высоте, или церковь, названных так, потому что они должны царствовать на высоте или в небесных пределах с Христом; и, наконец, народ святых небесных мест, то есть израильтян, у которых будет тесная связь с церковью во время тысячелетия.
Ещё одно упоминание мы видим в Первом Послании Павла к Коринфянам, где, согласно нашему Авторизованному переводу, мы читаем следующее: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни язычникам, ни церкви Божьей» (1 Кор. 10:32). Переведённый таким образом отрывок не нуждается в комментариях, но, если мы заглянем в оригинал, мы обнаружим, что Павел написал «греки», а не «язычники». Однако этот факт не влияет на значение, поскольку, предостерегая коринфян не создавать преткновения для людей, принадлежащих к любой из больших групп мира, апостол называет второй класс «греками» только потому, что язычники, соприкасавшиеся с коринфянами, были по большей части этой национальности. Кроме того, термин «греки» тогда применялся ко всем цивилизованным национальностям, противопоставлявшимся всему остальному человечеству, которое называли варварами.
Можно процитировать и другие отрывки, но этих достаточно, чтобы показать, как ясно Писания признают тройное разделение человеческого рода, на котором основано толкование нынешней книги.