ЧАСТЬ II. — ИУДЕИ
VI. Интервал в других видениях Даниила
Теперь мы постраемся проследить схему семидесяти недель в других видениях Даниила, ибо согласно нашим прежним выводам мы надеемся, что они будут говорить о событиях, говорящих о разрушении города и святилища, а затем, пропустив интервал, перейдут к деталям последней недели.
Но разумеется, это ожидание не касается видения истукана, поскольку оно было дано не еврейскому пророку, а первому главе языческого владычества. Естественным образом он занимает весь период их владычества, раскрывая его состояние во время перерыва, а также во время хода Божьей работы над иудеями. Поэтому две ноги истукана раскрывают разделение четвёртой мировой державы на две империи, событие, о котором не говорится в еврейском пророчестве, потому что оно должно было произойти во время интервала. С другой стороны, первое видение, увиденное Даниилом, видение четырёх диких зверей, полностью игнорирует события во время интервала. Четвёртый зверь представляет Римскую империю в единстве, какой она была во время разрушения Иерусалима, и первая часть описания хорошо подходит к этому периоду её истории. Затем идёт фраза: «И десять рогов было у него», что указывает на десять царств, из которых она будет в конечном итоге состоять. Следовательно, разделение империи на две части пропущено, и мы переходим к разрушению Иерусалима Титом в последнюю неделю.
А видение овна и козла начинает исполняться в дни пророка, хотя ангел утверждает, что это «видение относится к концу времени»; оно показывает, что маленький рог в этом откровении отождествляется со зверем, имеющим десять рогов. Рог козла, как мы узнаём, — это Александр Великий, а четыре рога, которые вышли на его месте после того, как он был отломан, — это четыре царства, на которые разделилась в итоге Македонская империя и последняя часть которой, а именно Египет, была поглощена Римом после битвы при Акции, в 31 году до Р. Х. Таким образом, интервал появляется между четырьмя рогами и маленьким рогом, и на него ясно указывает ангел, который начинает своё описание царя наглого и искусного в коварстве следующими словами: «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих». Так предсказание переходит от примерно 31 года до Р.Х., который входит в рамки шестидесяти девяти недель, к появлению Антихриста в семидесятую неделю.
Последнее откровение Даниила, содержащееся в десятой, одиннадцатой и двенадцатой главах, также начинает своё повествование со времени пророка и отмечает правления Камбиса, Псевдо-Смердиса, Дария Гистапа и Ксеркса (Дан. 11:2). От последнего царя оно переходит к Александру и говорит о его великом владычестве, но в то же самое время предсказывает, что никто из его потомков не сохранит его власть и что его империя будет разделена на четыре царства (Дан. 11:3, 4). Затем оно прослеживает судьбу двух из этих царств, Сирии и Египта, потому что их политика и войны влияли на Палестину, лежащую между ними. Изредка приводя чудесные подробности, оно предсказывает конфликты между Селевкидами и Лагидами, делая особый упор на делах Антиоха Эпифана (Дан. 11:5-32). Потом там есть очевидное указание на Маккавеев в словах: «Но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать» (Дан. 11:32).
В следующем стихе отмечается подъём другого рода людей, «разумных из народа», которые не совершат подвиги, а «вразумят многих». Это описание, в котором безошибочно можно узнать появление и работу Господа Иисуса и Его учеников. Но это вразумление будет отвергнуто большинством людей, и поэтому они не смогут избежать грядущего суда, поскольку пророчество продолжается: «Хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа» (Дан. 11:33).
Это очевидное указание на разрушение города и святилища Титом и на последующее рассеяние иудеев, и наш Господь использует похожий язык, предсказывая те же самые события (Лук. 21:24). Он говорит о выражении «несколько времени» у Даниила, используя следующее выражение: «Иерусалим будет попираем народами, доколе не окончатся времена народов».
Итак, мы снова переходим к тому же кризису, что и в пророчестве о семидесяти неделях, а затем немедленно переходим к делам Антихриста, потому что в стихе 36 показан царь, поступающий по своему произволу. И та же самая схема видна во всех великих откровениях, данных Даниилу.
ИУДЕИ: VII. Схема семидесяти недель — это ключ ко всем пророчествам >>