ЧАСТЬ II. — ИУДЕИ
VII. Схема семидесяти недель — это ключ ко всем пророчествам
Мы увидели на основании пророчества о семидесяти неделях, а также из других частей Писания, в которых показано, что Господь прервал Свой завет с Израилем прямо перед Своей смертью, что прошло уже более тысячи восьмисот лет с тех пор, как Бог перестал работать над иудеями как народом. Огромный разрыв простирается — как ясно из слов Даниила, Захарии и Самого Господа — от Мессии-Князя до лжекнязя, который должен прийти; от доброго Пастыря, которого стадо возненавидело и отвергло, до идольского пастыря, за которым большинство последует для своего собственного уничтожения; от Того, кто пришёл в имени Своего Отца, до того, кто придёт в своём собственном имени.
Во время этого интервала между истинным Мессией и ложным еврейское пророчество практически полностью прекращается, и сейчас действует лишь одно или два страшных заявления, которые охватывают практически всё время разрыва.
К ним относится восклицание Осии, которое ужаснуло богатые и надменные времена Озии роковыми словами: «Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима» (Ос. 3:4).
Можно вспомнить и печальное бремя Михея о том, что, поскольку Божий народ бил по щекам Судью Израиля, Он оставит Свой народ, пока не родит имеющая родить (Мих. 5:1, 3).
Сюда особым образом относятся ужасные предостережения в Левите и Второзаконии, страшные слова: «И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днём, и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: „О, если бы пришёл вечер!“, а вечером скажешь: „О, если бы наступило утро!“» (Втор. 28:64-67).
За исключением нескольких подобных отрывков и нескольких предсказаний о язычниках всё ветхозаветное пророчество — относящееся к буквальным Иуде, Иерусалиму и Израилю — сосредоточено на событиях, непосредственно связанных с двумя пришествиями. Как говорит Пётр, Дух через пророков «заранее свидетельствовал о предстоящих Христу страданиях и о последующей за ними славе» (1 Пет. 1:11), то есть о первом приходе с целью пострадать и умереть, и о последующем отвержении иудеями, а также о втором приходе с целью царствовать с силой и о последующем восстановлении всего Израиля.
Знание этого факта незаменимо для правильного понимания пророчества, поскольку события, связанные с двумя великими, но теперь далеко разделёнными эрами, часто упоминаются вместе, даже в одном и том же предложении. В таком устроении нет никакой путаницы, поскольку, если бы иудеи приняли Христа при Его первом пришествии, Иоанн Креститель был бы для них Илией8, последние семь лет последовали бы немедленно и царство было бы возвращено Израилю. Но неверие иудеев разделило эти вещи, которые могли быть соединены вместе, и поэтому чудесные события последней недели ещё не начали происходить.
Чтобы у нас не было никакого замешательства в понимании ветхозаветного пророчества, Сам Господь дал нам подсказку. В четвёртой главе Евангелия от Луки мы видим описание Его визита в синагогу в Назарете, где Он прочитал отрывок из Книги пророка Исайи и заявил, что он исполнился в тот день в ушах Его слушателей.