ИУДЕИ: VII. Схема семидесяти недель — это ключ ко всем пророчествам

ЧАСТЬ II. — ИУДЕИ

VII. Схема семидесяти недель — это ключ ко всем пророчествам

Мы увидели на основании пророчества о семидесяти неделях, а также из других частей Писания, в которых показано, что Господь прервал Свой завет с Израилем прямо перед Своей смертью, что прошло уже более тысячи восьмисот лет с тех пор, как Бог перестал работать над иудеями как народом. Огромный разрыв простирается — как ясно из слов Даниила, Захарии и Самого Господа — от Мессии-Князя до лжекнязя, который должен прийти; от доброго Пастыря, которого стадо возненавидело и отвергло, до идольского пастыря, за которым большинство последует для своего собственного уничтожения; от Того, кто пришёл в имени Своего Отца, до того, кто придёт в своём собственном имени.

Во время этого интервала между истинным Мессией и ложным еврейское пророчество практически полностью прекращается, и сейчас действует лишь одно или два страшных заявления, которые охватывают практически всё время разрыва.

К ним относится восклицание Осии, которое ужаснуло богатые и надменные времена Озии роковыми словами: «Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима» (Ос. 3:4).

Можно вспомнить и печальное бремя Михея о том, что, поскольку Божий народ бил по щекам Судью Израиля, Он оставит Свой народ, пока не родит имеющая родить (Мих. 5:1, 3).

Сюда особым образом относятся ужасные предостережения в Левите и Второзаконии, страшные слова: «И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днём, и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: „О, если бы пришёл вечер!“, а вечером скажешь: „О, если бы наступило утро!“» (Втор. 28:64-67).

За исключением нескольких подобных отрывков и нескольких предсказаний о язычниках всё ветхозаветное пророчество — относящееся к буквальным Иуде, Иерусалиму и Израилю — сосредоточено на событиях, непосредственно связанных с двумя пришествиями. Как говорит Пётр, Дух через пророков «заранее свидетельствовал о предстоящих Христу страданиях и о последующей за ними славе» (1 Пет. 1:11), то есть о первом приходе с целью пострадать и умереть, и о последующем отвержении иудеями, а также о втором приходе с целью царствовать с силой и о последующем восстановлении всего Израиля.

Знание этого факта незаменимо для правильного понимания пророчества, поскольку события, связанные с двумя великими, но теперь далеко разделёнными эрами, часто упоминаются вместе, даже в одном и том же предложении. В таком устроении нет никакой путаницы, поскольку, если бы иудеи приняли Христа при Его первом пришествии, Иоанн Креститель был бы для них Илией8, последние семь лет последовали бы немедленно и царство было бы возвращено Израилю. Но неверие иудеев разделило эти вещи, которые могли быть соединены вместе, и поэтому чудесные события последней недели ещё не начали происходить.

Примечание 8: Многие предполагали, что Иоанн исчерпал пророчество в Мал. 4:5. Но это пророчество не может исполнить ничто меньшее, чем появление «Илии пророка», или как его называет Септуагинта, «Илии Фесвитянина». Кроме того, его приход должен произойти прямо перед вторым пришествием, «перед наступлением дня Господня, великого и страшного». Когда Спаситель говорит на эту тему, Он делает это двусмысленно, и понять Его можно, лишь обладая знанием о семидесяти неделях. В одном месте Он говорит об Иоанне: «И если хотите принять, он есть Илия, имеющий придти» (Мф. 11:14). То есть: «Если вы позволите Иоанну исполнять работу Илии, он будет Илией для вас; семидесятая неделя последует сразу за шестьдесят девятой, и тогда царство будет восстановлено и отдано Израилю». Но проповедь Крестителя не повернула сердца иудеев, и поэтому после его смерти, когда возможность была упущена, Господь сказал: «Илия действительно придёт и восстановит всё: но говорю вам, что Илия уже пришёл (ήδη ήλθε), и не узнали его, но сделали с ним всё, что им захотелось». (Мф. 17:11, 12). Здесь приход Илии показан как будущее событие, и мы видим, что он сделает то, что должен был сделать Иоанн, но не сделал, и вернёт Израиль из отступничества. В следующих словах ссылка на Иоанна показывает, что его явление «в духе и силе Илии» было условным исполнением пророчества Малахии, дополнением к предложению царства, которое Христос сделал в начале Своего служения, но которое он больше не повторял после смерти Иоанна. Его вход в Иерусалим ознаменовал время, когда Он позволил признать Себя как Царя, если бы Его уже не отвергли; но Его плач над обречённым городом прежде, чем Он прошёл через его ворота, доказывает, что Его предложение уже не имело силы, поскольку иудеи немедленно ожесточились.

Чтобы у нас не было никакого замешательства в понимании ветхозаветного пророчества, Сам Господь дал нам подсказку. В четвёртой главе Евангелия от Луки мы видим описание Его визита в синагогу в Назарете, где Он прочитал отрывок из Книги пророка Исайи и заявил, что он исполнился в тот день в ушах Его слушателей.

ИУДЕИ: Заметка о братьях Господа >>