ЧАСТЬ II. — ИУДЕИ
V. Интервал, показанный в Евангелии от Матфея
Ту же самую схему можно проследить в устроительном Евангелии от Матфея.
И Предшественник, и Сам Господь начали своё служение с восклицания: «Кайтесь, ибо близко Царство Небесное». Четыреста восемьдесят три года приближаются к завершению, но в печальном интервале не будет необходимости, если в этот момент Израиль покается и примет Помазанного Князя.
В пятой, шестой и седьмой главах Царь издаёт законы царства, Он говорит о власти Своего собственного слова и, наконец, раскрывает Себя потрясённой толпе как будущий Судья живых и мёртвых (Мф. 7:21-23).
Но разумно ожидать того, что такие утверждения будут подтверждены необычными доказательствами; и ожидающие не были разочарованы. Неподалёку стоял и слушал безнадёжный прокажённый, поражённый священной болезнью, которую не мог исцелить никто, кроме Иеговы; и, поразившись чудесным словам Говорящего и решив, что Он Сын Божий, он смело подбежал к Нему и сказал: «Господи, если Ты хочешь, можешь меня очистить». Эта простая вера вместе с абсолютным признанием Иисуса как Господа скоро доказала, что действительно всё возможно для тех, кто верит.
Спаситель протянул руку, и, коснувшись бледного страдальца, произнёс слово власти: «Хочу, очистись». Через мгновение болезнь исчезла, тёплая волна крови наполнила дряблые вены прокажённого и устремилась к его белому лицу, и он предстал исцелённым и здоровым в присутствии поражённой толпы.
Но это было лишь началом могучих дел, посредством которых Господь показал, что Он действительно Сын Божий; восьмая и девятая главы содержат описания других поразительных чудес, свидетельствующих о Его абсолютной власти над болезнью, стихиями, злыми духами и даже смертью.
Однако вожди Израиля не приняли Его как долгожданного Мессию, напротив, они отвергли Его учение и стали всё более и более решительно противостоять Ему по мере того, как знамения Его власти увеличивались. Поэтому вскоре Он начал намекать на то, что воссоздание царства будет отложено, и стал говорить об отсутствии Жениха, во время которого сыны брачного чертога должны скорбеть (Мф. 9:15).
Тем не менее когда Он увидел толпы, Он сжалился над ними, «потому что они были изнурены и полегли, как овцы без пастыря» (Мф. 9:36). Поэтому Он обновил Своё предложение и, послав Своих двенадцать учеников, опять обратился к сердцам людей с волнующим заявлением: «Близко Царство Небесное» (Мф. 10). Но результат был недостаточным, поскольку Он сразу же начал жаловаться на непослушание Своего поколения и укорять города, в которых совершилась большая часть Его чудес, за то, что они не покаялись (Мф. 11:16-24).
В двенадцатой главе злоба и противостояние правителей проявились ещё больше, но, поскольку они не могли отрицать Его дела, они осмелились заявить: «Он изгоняет бесов не иначе, как Веельзевулом, князем бесовским». Тогда Он начал показывать им, что Его душа тоже гнушается ими — Его уста сказали ужасное, и Он провозгласил, что их презренные привилегии должны навлечь на их головы Божий суд.
В заключение Своей речи Он привёл пророческую притчу о человеке, из которого вышел нечистый дух, и предсказал, что скоро покрывало для их лицемерия будет сорвано и все увидят их отступничество от Бога. Дух явного идолопоклонничества был изгнан из них к этому времени вавилонским пленением, и его отвратительные проявления были удалены из их сердец. Но это было не всё, они украсили дом, но холодной и формальной религией, которая на словах воздавала почёт Богу, но на деле служила лишь для самопрославления. Дух Божий ещё не завладел ими, поэтому нечистый бес должен вернуться в пустое жилище с семью духами, злейшими себя, и последнее состояние иудеев должно стать более открыто идолопоклонническим, чем первое. Они отвергли Господа славы, но они начнут поклоняться человеку, Беззаконнику, который будет противостоять всему связанному с Богом и превознесёт себя выше всего, называемого Богом или святынею.
Господь перестал говорить, и сразу же вслед за этим произошло важное событие, подготовленное Его властью, чтобы показать, что никакие узы плоти, какими бы сильными они ни были, не будут признаваться перед Ним, если они не будут сопровождаться верой и послушанием. Его мать и её сыновья подошли к краю толпы с целью увидеть Его, и кто-то сказал: «Вот, Матерь Твоя и братья Твои пришли и стоят снаружи, стараясь с Тобою поговорить». Но Он ответил: «Кто матерь Моя, и кто братья Мои?» И протянув Свою руку к Своим ученикам, сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто исполнит волю Отца Моего, Который на небесах, тот Мой брат и сестра и матерь». Просто земные взаимоотношения не могли выдержать суда; даже семя Авраама по плоти и родственники Господа должны погибнуть, если останутся в неверии; милость получат только те, кто исполняет волю Его Отца. И эта воля состояла в том, что они должны верить в Того, кого послал Отец, но они отвергали Его и, следовательно, сами должны были быть отвергнуты.
Сказав тем самым пророчество о судьбе иудеев, Господь в тот же день (Мф. 13:1) предсказал, что последует за этим: Он стал говорить о ветвях дикой маслины, которые должны быть привиты после того, как были отломаны природные ветви, раскрывать, пока только в притчах, кое-что о великой тайне, скрытой от прежних веков. Тем самым Он должен был исполнить пророчество: «Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира» (Мф. 13:35). Пока настрой иудеев к Господу показал, что их следует оставить на время, но Бог не стал открывать, что произойдёт во время их отвержения. Было похоже на то, что Он предоставил им решать на основании их послушания или непослушания, исполнится ли последняя неделя Даниила сразу же после шестьдесят девятой недели или последует изнурительный интервал для дисциплинирования.
С этого времени характер Господней проповеди изменился, и из Евангелия от Луки мы видим, что, когда Он приблизился к Иерусалиму для Своей смерти, Он сказал притчу, чтобы показать, что первые предложения были упразднены и что Царство Небесное не появится немедленно (Лук. 19:11). Немного позднее, возможно в тот же самый час, Он встал на Масличной горе и, посмотрев на картину города, лежавшего перед Ним, заплакал и произнёс незабываемые грустные слова: «Если бы познал в сей день и ты, что ведёт к миру, но теперь это сокрыто от глаз твоих. Ибо придут на тебя дни, когда враги твои возведут против тебя укрепления и окружат тебя и стеснят тебя отовсюду, и повергнут на землю тебя и детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук. 19:42-44). Мессия должен был быть вот-вот отсечён, а город и святилище должны были быть вслед за этим разрушены.
Тем не менее Он вошёл в город в последний день периода Даниила, состоявшего из четырёхсот восьмидесяти трёх лет, и Он сделал это, «воссевший на ослицу и на ослёнка, сына подъяремной», чтобы посредством исполнения двух великих пророчеств Он мог последний раз обратиться к бунтующим иудеям. Но всё было впустую, энтузиазм толпы был мимолётным, а злоба правителей усилилась ещё больше.
Тогда завет был нарушен, а бесплодная смоковница в знамении — проклята; была сказана притча о винограднике и её ужасное заключение: «Царство Божие будет отнято у вас и дано приносящему его плоды народу» (Мф. 21:43), а храм был оставлен со словами: «Вот, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38).
В пророчестве, которое Господь сразу же сказал на Масличной горе, Он дополнил ту часть плана Даниила, которая касается будущего, даже упомянув при этом пророка по имени. Он говорит о разрушении города и святилища после Своей смерти (Мф. 24:6), а затем показывает, что должно произойти в дни перед исполнением времён язычников и одновременного завершения последних семи лет работы Бога над иудеями в Иерусалиме. Таким образом, в Новом Завете также показано, что великое откровение, данное Даниилу, является ключом ко всем пророчествам, связанным с иудеями.