ЯЗЫЧНИКИ: IV. Видение четырёх зверей

ЧАСТЬ I. — ЯЗЫЧНИКИ

IV. Видение четырёх зверей

Спустя совсем немного времени после такого знаменательного сна восстание в Иерусалиме заставило Навуходоносора выступить против этого города. Его вторжение было неотвратимо, и после того как он низложил и — как подразумевают пророчества Иеремии — убил Иоакима, он посадил на престол молодого Иехонию и отправился на осаду Тира. Но роковой импульс заставил господствующие силы в Иерусалиме возобновить свои интриги с Египтом; это привело к быстрому возвращению Навуходоносора, чья решимость настолько напугала иудеев, что Иехония, его мать Нехушта и все князья и слуги вышли к нему и сдались ему, чтобы быть пленёнными и переселёнными в Вавилон. С непривычной для него добротой, которую можно приписать лишь впечатлению, произведённому на него откровениями Даниила, разгневанный правитель не стал разрушать город. Его терпение привело лишь к небольшой передышке: скоро стало известно, что Седекия, поклявшийся править как его вассал, послал «послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей» (Иез. 17:15).Теперь Халдейский царь дал волю своему гневу, и через короткое время Иерусалим сровняли с землёй, а храм, на который надеялись фанатичные, но нечестивые иудеи, сожгли огнём.

Но Бог не стал отказываться от Израиля; какими бы греховными ни были обитатели Иудеи, они всё равно были Его народом, и Его пророки продолжили пророчествовать среди них.

С бедным остатком в Палестине находился Иеремия, который, с одной стороны, решительно обличал их грехи, а с другой — предсказывал, что скоро земля поколеблется от разрушения великого Вавилона, а Израиль поднимется снова. И если кто-то из его соотечественников смирялся в духе перед Иеговой, он утешал их сладостным ободрением: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).

И даже когда иудеи, бунтующие, как всегда, решили вопреки воле Божьей искать убежища в Египте, Иеремия остался с ними и пророчествовал поселившимся в Магдоле, и Тафнисе, и в Нофе, и в земле Пафрос.

Не были забыты и переселенцы при реке Ховаре. С ними был пророк Иезекииль, который видел действительно печальные видения ухода славы из храма и наказания Иерусалима; но также он провозгласил, что Дух Господень пройдёт над сухими костями Израиля, люди поднимутся из своих могил как могучее войско и что Месссия в лучшее время постоит храм больше, чем храм Соломона, куда вернётся слава Господня и где она останется навсегда.

Таким было распределение пророков среди иудеев, которые во всех своих скорбях не перестали быть народом Иеговы, пока они не наполнили меру своих беззаконий, осудив Его Сына.

И поскольку владычество теперь, согласно Божьему замыслу, было отдано Навуходоносору и язычники были подвергнуты проверке, пророк был помещён и в Вавилон, чтобы там он мог раскрыть божественную волю и при необходимости дать указание или предостережение. Так началась новая эра.

И разумеется, сейчас нас интересует пророк, назначенный служить язычникам. Мы уже рассмотрели, как он истолковал видение Навуходоносора, в котором было представлено владычество язычников, владычество могучее и страшное в глазах людей. Мы увидели, что должны пройти четыре империи прежде, чем закончатся времена язычников, и тогда Господь восстановит царство Израилю. Четвёртая империя разделится на две, а затем, после того как она станет более или менее демократичной, — на десять царств, которые каким-то образом будут объединены под одним главой. Части тела символизируют единство, или составной характер, империй, на которые они указывают. Последовательность металлов показывает постоянное ухудшение формы правления. Суд наступит только тогда, когда власть перейдёт к ступням, или к низшему порядку людей. И наконец, четвёртая империя на своём последнем этапе будет включать в себя наряду с новыми приобретениями всю территорию, принадлежавшую остальным.

Таково первое великое пророчество, относящееся исключительно к языческим властям. Очень важно, что оно написано не на еврейском языке, а на халдейском, международном языке того времени. То же относится к следующим пяти главам Книги пророка Даниила, последняя из которых содержит второе видение языческих империй, а четыре главы между ними, хотя и являются историческими, в то же время являются пророческими, поскольку изображают дух, оживляющий мировые державы, а также предызображают сцены, которые развернутся в гораздо большем масштабе в последние годы этого века.

В третьей главе золотой истукан, которого воздвиг Навуходоносор на поле в Деире, по-видимому, был подсказан ему его сном. Некоторым трудно признать это, потому что он не представлял собой точную копию статуи в видении. Но поскольку царь знал, что золотая голова представляет его самого, естественно, что он использовал только этот металл для символа его собственной власти. Возможно, что статуе следовало кланяться в знак подчинения царю, признавая, что его боги выше богов исчезнувших народов. Но более вероятно, что это было поклонение ему самому, подобное тому, которое получал Дарий во второй империи, которое было воздано Александру, когда он вошёл в Вавилон, и которое стремились получить Римские императоры от христиан в ранней церкви. В этом случае с какой полнотой сцена на поле в Деире предызображает то, что будет после! Последний царь язычников, подобно первому, также поставит свой образ для поклонения, а лжепророк, стоящий перед ним, сделает так, что любой отказывающийся воздать ему божественные почести будет убит.

Содержание четвёртой главы: второй сон Навуходоносора, его толкование и последствия — является ясным прообразом того, как Бог работает над язычниками. Это более ясно показано в седьмой главе, в которой мировые державы рассматриваются Богом как дикие звери, а в противоположность им Господь Иисус берёт правление на Свои плечи как Сын Человеческий, то есть человек, каким его сделал Бог, прежде чем он впал в звериное состояние. Какая надежда для человеческого рода в восстановлении Навуходоносора и возвращении ему власти и славы и в его благородном признании, показывающем, что его наказание было средством для его исцеления!

Картины в пятой и шестой главах поразительны и очевидны. В седьмой мы подходим к видению, которое позволяет нам ещё раз увидеть видение языческих империй, но на этот раз с совершенно другой точки зрения. Провидцем теперь является не глава мировой державы, видящий языческое господство благородным, огромным и имеющим человеческий вид, а пророк Божий, который видит всё как оно есть. Поэтому сейчас мы видим не просто раскрытие количества будущих империй и их постепенную деградацию от абсолютной монархии до демократии, но и видение их реального характера в глазах не человека, а Бога.

В первый год царствования царевича Валтасара в Вавилоне, когда войска Кира шли вперед, и возможно, что разгром вавилонян уже заставил их царя Набонида укрыться в Барсипе, именно тогда Даниил, который, несомненно, размышлял над неизбежными переменами, получил дальнейшее откровение.

Он увидел, что стоит на берегу великого моря, и вот, с четырёх сторон неба над беспокойными водами боролись четыре ветра, приводя воды в возбуждение и оставляя на поверхности тёмную пену. Пророк со страхом смотрел на бурную картину, и пока он смотрел, из бушующих волн постепенно вышло чудовище — тварь, напоминающая по форме льва, но с орлиными крыльями. Внезапно у него были вырваны крылья, и он был поднят от земли и стал на ноги, как человек, оставаясь при этом зверем, и ему было дано сердце человеческое. Затем из воды вышел второй зверь, подобный громадному медведю; он поднял свою правую сторону, а между зубами держал три ребра. И пророк услышал восклицающий голос: «Встань, ешь мяса много!» Затем появился третий зверь, как пятнистый барс; при этом на спине у него было четыре крыла, но не орлиных, а обычных птичьих. У него было четыре головы, и ему была дана власть. Наконец, появилось четвёртое чудовище, отличавшееся от всех остальных, его вид был непохож на какое-либо земное существо: у него были железные зубы и бронзовые когти, которыми он пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами. На голове у него было десять рогов, и пока он проходил перед Даниилом, между ними вышел ещё один небольшой рог, который по мере увеличения исторг три рога из десяти. И пророк осознал, что у этого рога были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.

Обратив свой взор к небу, Даниил увидел, что на высоте были установлены47 престолы, скорее всего те же, что в четвёртой главе Откровения, то есть престол Бога и двадцати четырех старцев. Затем в неописуемом величии появился Ветхий днями, окружённый бесчисленным количеством ангелов, были открыты книги и Даниил увидел великое видение, описывающее то, что ждёт ничего не подозревающий мир. По приговору деятельность четвёртого чудовища была внезапно прекращена, из-за богохульных изречений рога зверь был убит, а его тело отдано огню. Таким образом, его судьба отличалась от судьбы других зверей; они в свою очередь, хоть и лишились своей власти, тем не менее были оставлены в живых.

Примечание 47: Таково значение оригинала; перевод Авторизованного перевода «сброшены престолы» неправильный.

Затем вместо зверей Даниил увидел как бы Сына человеческого, пришедшего к Ветхому днями, и Ему была дана вся власть, чтобы его владычество, в отличие от бывших до Него, было бы вечным, а Его царство никогда не разрушилось.

Таким было видение, частичное истолкование которого было дано ангелом, стоявшим неподалеку. Сравнивая это видение с предыдущим откровением, пророк мог осознать, что четыре зверя представляют те же четыре империи, которые были показаны Навуходоносору в частях и металлах истукана, и что это видение предызображало путь и конец тех языческих империй, которым Бог дал владычество над землёй, пока Он наказывает народ Израиля.

Даниил думал, что стоит на берегу «великого моря», данное выражение в Ветхом Завете всегда обозначает Средиземное море (Числ. 34:6; Иис. Н. 1:4; 9:1; 15:12). Это указывает на то, где будут располагаться мировые державы; они все должны граничить со Средиземным морем, чтобы быть связанными с видением48.

Примечание 48: Важно отметить, что каждая империя по очереди захватывала всё большую часть побережья Средиземного моря, пока, наконец, всё «великое море» не стало Римским озером.

В тёмном и беспокойном море мы видим символ запутанной анархии народов и людских волнений, из которых обычно поднимались империи; как видно на примере Наполеона, который поднялся из Французской революции и правления террора.

Но если волны не возбуждать, они никогда не доведут себя до состояния бури. Их приводят в движение внешние силы, обрушивающие на них удары. Эти удары указывают на злые силы в воздухе, ангелов и бесов тьмы, которые непрекращающимися нападками держат людей в постоянном состоянии беспокойства, возбуждают их похоти и подталкивают их ко всевозможным видам зла.

Тот факт, что ветров четыре, что соответствует четырём сторонам неба, указывает на универсальность влияния и показывает, что это повлияет на людей всех регионов земли и что их будут перемещать повсюду из-за беспорядков и насилия.

Первый зверь, поднявшийся из вспененных волн, был по виду как лев, но у него были орлиные крылья. Такие фигуры — колоссальных размеров и напоминающие херувимов — были хорошо известны в Ниневии и Вавилоне, и многие из них были найдены на раскопках сэром Генри Лайярдом и сейчас находятся в Британском музее. Следовательно, видение показало Даниилу Вавилонскую империю, и он смог узнать сочетание льва, царя зверей, и орла, главу птиц, как символ подобный по значению золотой голове истукана. Царство халдеев действительно правило царственно, как лев, и направляло свой завоевательный полёт над миром, как орёл. Не было другой более отличительной черты Набопаласара и Навуходоносора, чем энергия и стремительность их сокрушительных походов.

Но пока Даниил смотрел на зверя, его крылья внезапно были вырваны, поэтому он больше не мог победоносно летать над землёй или парить над ней как правитель. Затем его подняли и заставили ходить как человека на двух ногах, а не четырёх, и в то же время ему было дано сердце49 человека. Это, по-прежнему, зверь, но он перенял поведение и интеллект человека. Он больше не полагается на дикую силу своих когтей и зубов, которые подводили его, теперь он прибегает к человеческим уловкам и навыкам. С их помощью он смог расширить свои границы, несмотря на утрату грубой силы. Если человек столкнётся с дикими зверями и у него не будет ничего кроме голых рук, его шансы в сражении будут невелики, но, если дать ему возможность составить план и изготовить себе оружие, он быстро уничтожит самых страшных чудовищ.

Примечание 49: Мы должны помнить, что евреи считали сердце местоположением интеллекта, а также чувств.

Крылья льва постарели и отяжелели; когда Кир выдвинулся против его Лидийского союзника, в то время уже не было Навуходоносора, который бы поспешил на место действия и решительным ударом остановил продвижение побеждающего перса. Халдеи стали настолько медлительными, что их союзники, лидийцы и египтяне, уже потерпели поражение, Сарды пали, а Крез стал пленником, прежде чем их войско только начало выходить из Вавилона. Когда они услышали об этих бедах, они уже и думать не могли о походе за пределы своей страны. Вместо этого они начали строить огромные оборонительные сооружения. Грозный бравый дух этого сурового народа, халдеев, ушел от них — они больше не могли выходить, побеждая и чтобы победить. Через пятнадцать лет после пленения Сард, Кир вторгся в Вавилонию, смёл всё на своём пути и, наконец, захватил сам город. Тогда крылья халдейского зверя были вырваны навсегда: он лишился всей своей грубой силы и больше не считался главой зверей и птиц на земле.

Однако он не был уничтожен, он стал вести себя как человек и получил человеческое сердце. Это описание побуждает нас взглянуть на последующую историю халдейской касты. Пока её члены обладали реальной властью Вавилона, они могли править миром посредством силы, но когда их изгнали из города Кир и практически монотеистичные персы, они обосновались в Пергаме и оттуда при помощи интриг и ловкости старались достичь того, что уже не могли приобрести силой. Об их успехе и о том, какими средствами они вернули себе власть над миром, сначала через Римскую империю, а затем через церковь Рима, мы поговорим позже; и мы сможем объяснить, каким образом существование первого зверя продлится до времён конца, поймём, почему его дух выйдет в четвёртом, а также почему название Вавилон перешло к Риму.

Вторая империя сравнивается с медведем, самым сильным зверем после льва, известным своей прожорливостью, которого Аристотель называет «всеядным животным». У него нет ловкости и величественности льва, у него неуклюжие движения, и он достигает своих целей со сравнительной медлительностью, но он обладает грубой силой и абсолютной мощью. Как показано в видении Даниила, он поднялся на одну сторону и приготовился к нападению, в пасти он держит три ребра и ему даётся повеление: «Встань, ешь мяса много».

Все эти положения можно легко применить к характеристикам и истории второй империи. Она была неповоротливой в своих действиях — она одерживала свои победы не храбростью или умением, она превозмогала своих врагов, бросая на них огромные массы войск, самые большие армии из когда-либо собранных. Например, когда Дарий Гистап вторгся в Скифию, он привёл с собой 700 000 человек, а вместе с ними военный флот из 600 кораблей, на которых было 120 000 матросов и воинов. В походе Ксеркса против Греции участвовало 2 500 000 воинов, собранных из пятидесяти шести государств. Если добавить к ним людей, путешествующих с ними в их стане, общая численность достигала 5 000 000 душ — огромное множество, которое, по словам Юстиния (Юстиниана), было способно выпить целые реки по ходу своего марша, но не могло исчерпать царскую казну. Артаксеркс Долгорукий использовал 600 000 человек, чтобы покорить одну провинцию в Египте, и поднял 1 200 000 воинов, чтобы подавить восстание своего брата Кира. Даже в последние часы империи Дарий Добронравный выставил почти 600 000 воинов в битве с Александром при Иссе. А после своего поражения он предпринял ещё одну попытку и появился на равнинах при Гавгамелах с хорошо снаряжённым войском, состоящим из 1 000 000 человек пехоты, 40 000 конницы и 200 колесниц, снабжённых лезвиями на осях колёс.

При передвижениях таких огромных масс людей много плоти гибло, и не только от меча, но и от голода в странах, опустошённых обширными армиями, и от безответственного отношения к жизни в самих войсках.

Сторона медведя, которая поднялась для нападения, по-видимому, обозначает Персию, в которой лежит главная сила двоякой империи. Следовательно, она соответствует правой груди и руке истукана, а также рогу овна, который вышел позже, но поднялся выше другого (Дан. 8:3).

Три ребра — это три царства: Лидия, Вавилон и Египет, которые образовали союз, чтобы помериться силой с Мидо-Персией, но были сокрушены ею.

Третий зверь, представляющий Греческую империю Александра, похож на барса. Это самое быстрое и грациозное животное, но его скорость ещё увеличивается за счёт его крыльев. Будучи небольшим по размеру, но сильным, стремительным и жестоким, он прекрасно символизирует быстрые походы Александра, который с небольшой, но хорошо снаряжённой и бесконечно храброй армией двигался с огромным проворством и умением и за десять лет победил огромные силы Персии и покорил весь цивилизованный мир.

Четыре головы и четыре крыла следует толковать по-разному, иначе четырём крыльям должны были бы соответствовать две головы.

Возможно, крылья указывают на распространение и расширение владычества на четыре стороны земли. Но это лишь птичьи крылья, а не орлиные крылья: распространение будет не таким царственно победным, как у халдейской державы.

Четыре головы, с другой стороны, — это четыре царства, на которые разделили империю Александра его четыре военачальника, а именно Фракия и Вифиния; Македония и Греция; Сирия, Вавилон и Восток; и Египет. В этих царствах империя Александра продолжала существовать до 31 года до Р. Х., когда Рим разбил последнюю её часть, Египет.

Четвёртый зверь, отличавшийся от всех своих предшественников, был чрезвычайно страшным и ужасным и весьма сильным. И очевидно, что в истории Римской империи, даже в прошлом, было уже больше крови, чем у всех других, а её преступления включают в себя даже убийство Самого Сына Божьего. Даниил увидел этого зверя, когда он поднялся и уничтожил Греческую империю, но о нём больше ничего не открывается вплоть до будущего времени десяти царств. Навуходоносор, язычник, увидел предсказание о его разделении на две империи: Западную и Восточную, но это событие произошло в период, когда еврейское пророчество было приостановлено50, поэтому оно не было раскрыто Даниилу. Он видит лишь зверя и его десять рогов — империю в её первой фазе до разрушения Иерусалима Титом и её последнее состояние в последние семь лет Божьей работы над Израилем, когда разовьются десять рогов, соответствующие десяти пальцам на ногах истукана. Он узнаёт, что десять рогов — это десять царей и что из их среды поднимется ещё один, отличающийся от остальных, который подчинит трёх из десяти, а затем достигнет превосходства над всеми ними. То, что этот царь будет отличаться разумом и огромной интеллектуальной силой, показано в глазах рога, а уста, говорящие высокомерно, раскрывают, что он будет хвалиться и богохульствовать. Это последний монарх из язычников, который с поразительным великолепием замкнёт длинную процессию, главой которой был Навуходоносор халдей две с половиной тысячи лет назад.

Примечание 50: Читатель найдёт объяснение этому в комментариях к пророчеству о семидесяти неделях в Части II.

Краткое описание этого могучего правителя, данное здесь Даниилу, в точности соответствует описаниям в тринадцатой и семнадцатой главах Откровения. Он будет говорить великое против Всемогущего, угнетать святых Всевышнего51 и возмечтает отменить времена и закон. Его власть будет ограничена лишь на время, времена и половину времени, то есть, скорее всего, три с половиной года, или как в другом отрывке говорится, сорок два месяца (Отк. 13:5). В конце этого времени Бог воссядет в суде, владычество будет отдано Господу Иисусу и Он выйдет, чтобы поразить Беззаконника дыханием Своих уст. «Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и передано на сожжение огню» [Дан. 7:11].

Примечание 51: Важно различать значение трёх выражений в седьмой главе Книги пророка Даниила.

В стихах 18, 22, 25 и 27 Авторизованный перевод говорит: «Святые Всевышнего», а здесь должно быть сказано: «Святые на высоте». Разумеется, Даниил не мог понять, кто это — поскольку тайна церкви ещё не была раскрыта, — но мы легко можем понять, что это те, кто будет жить и царствовать с Господом в небесных областях, заняв место «воинства Всевышнего на высоте». В стихе 25 конкретно говорится о той их части, которая будет на земле во время великой скорби и которая претерпит мученическую смерть вместо того, чтобы поклониться Зверю или его образу.

В стихе 27 упоминается другая группа людей, «народ святых на высоте», то есть люди, которые находятся в близких отношениях с этими святыми, а именно израильтяне. Именно им будет дано «царство и власть и величие во всей поднебесной». То есть они станут «царями земными на земле» вместо уничтоженных языческих держав (Ис. 24:21).

В стихе 21 простое выражение «святые», по-видимому, включает в себя всех людей Божьих, которые будут на земле в это время, верующих, которые пройдут через скорбь, а также набожных иудеев. В стихе 22 это слово включает в себя бóльшую группу людей, а именно завершённую церковь и весь народ Израиля, поскольку это указание на век тысячелетия, и царство включает в себя как небесную, так и земную части правления Христа.

Поскольку зверь, представляющий всю политику, будет убит из-за богохульных слов рога, очевидно, что Антихрист будет полностью поддерживать безбожных обитателей земли. Сюда не подходят известные слова Горация:

“Quidquid delirant reges plectuntur Achivi” (Hor., Epist. i., 2, 14)52.

Примечание 52: [«Цари беснуются, а платят ахеяне». (Гораций, Послание 1, 2:14)]

В отличие от царей прежних времен этот монарх будет точным отражением воли людей, поэтому они справедливо разделят его наказание. Их единое чувство поразительным образом показано в семнадцатой главе Откровения, где восьмой царь, соответствующий маленькому рогу, назван самим зверем (Отк. 17:11).

Предыдущие империи не были уничтожены, когда у них отняли власть, поскольку Вавилонская империя продолжила жить в описанной выше манере, а Персия и Греция существуют как незначительные царства до сегодняшнего дня. Но в четвёртой империи все они должны встретиться со своей гибелью, поскольку в видении об истукане камень, ударивший его в ноги, разбивает его на части, так что золото, серебро, бронза, железо и глина перемешиваются вместе и становятся одной грудой обломков.

Мы не должны забывать особое значение видения четырёх зверей для Даниила и иудеев, поскольку из него они узнали, как долго язычники будут топтать Иерусалим. Четыре мировые державы должны пройти свой путь, и тогда времена язычников закончатся, а Господь сойдет вниз и восстановит царство и вернет его Израилю.

Предопределённый замысел был также раскрыт Захарии, когда он услышал, как восклицает ангел Господень: «Господь Вседержитель! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?» Господь говорил и с ангелом, и с пророком, но последнему Он показал четыре рога и четырёх рабочих. Захария попросил объяснения, и ему был дан следующий ответ: «Эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять её» (Зах. 1:12-21).

ЯЗЫЧНИКИ: V. Видение овна и козла >>