ЯЗЫЧНИКИ: V. Видение овна и козла

ЧАСТЬ I. — ЯЗЫЧНИКИ

V. Видение овна и козла

Восьмая глава Книги пророка Даниила раскрывает связь, существующую между третьей империей и Антихристом, связь, которая, вероятно, может помочь узнать его, когда он появится, и которая в то же самое время подразумевает, что его правление будет отличаться интеллектуальным великолепием и ущербной нравственностью Греции, а также железной силой Рима.

Прошло два года после великого видения четырёх зверей, и глазам Даниила была представлена ещё одна поразительная картина. Это был важный момент, и пророк, возможно, ощущал необходимость в дальнейшем водительстве и молился о нём, поскольку в это время происходила осада Вавилона и его конец был настолько близок, что в данном новом откровении о нём уже практически не говорится и предсказание начинается с державы, низвергнувшей его.

Прежний опыт Даниила и его близкое хождение с Богом, вероятно, обострили его духовное восприятие, и поэтому теперь божественные вести могли достигать его без посредника или сна. Будучи не во сне и в полном сознании, он, видимо, был восхищен, подобно Иезекиилю, Духом Божьим и перенесён из осаждённого Вавилона в далекий город Сузы, чтобы увидеть видение падения Персидской империи, в столице которой он оказался, и получить наставление в отношении третьей империи и архиврага, который поднимется из одного из четырёх царств в последние дни.

Вскоре он оказался на берегу реки Улая и, подняв глаза, увидел овна с двумя рогами, один из которых был выше другого, но высший поднялся после. Этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никто не мог устоять против него; он делал, что хотел, и возвеличился. Но пока пророк внимательно смотрел на него, внезапно появился козёл, шедший от запада с такой скоростью, что казалось, будто он не касается земли, и имеющий один большой рог между глазами. В большой ярости он устремился на овна, поразил овна и сломал у него оба рога, и он поверг его на землю и растоптал его, и недостало силы у овна устоять против него, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него. Тогда козёл чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращённые на четыре ветра небесных.

От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к славе, то есть к земле Израиля. Он даже вознёсся до воинства небесного, и низринул на землю часть этого воинства и звёзд, и попрал их, и даже возвысил себя против Вождя этого воинства, и отнял у Него ежедневную жертву, и поругал было место Его святыни.

Затем Даниил услышал, как разговаривают два ангела, и пытаясь услышать, что они говорят, не понял первого говорившего, но понял смысл слов второго, который спросил: «На сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И первый ответил: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится». Эти слова были непонятны для Даниила, и он сильно обеспокоился. Но когда он размышлял над ними, внезапно он увидел вдалеке сверхъестественное видение — фигуру, имеющую вид человека. И тогда он услышал повелевающий голос, исходящий, вероятно, от витающего над водами Улая, который сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!»

В то же мгновение небесное существо начало приближаться к нему, и Даниил, хотя он был весьма возлюбленным, пережил неописуемый ужас, которые охватывает всякого грешного человека, когда тот оказывается лицом к лицу с совершенной святостью. Он упал на землю, и, прежде чем лишиться чувств, уловил одно предложение из уст своего небесного наставника: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!».

Вот здесь находится первый ключ к толкованию. Видение не является пророчеством об Антиохе Епифане; небольшой рог — это другой и намного более ужасный гонитель, который восстанет в последние дни.

В то время когда Гавриил говорил, Даниил потерял сознание, но ангел вернул его в чувства, прикоснувшись к нему, поставил его на ноги, и затем продолжил: «вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени».

Вот еще одно серьёзное предостережение против неправильного понимания. Первая часть видения, которая вскоре должна была быть исполнена, используется просто для того, чтобы представить, соединить и сделать понятным то, что последует за этим; а основное бремя — это предсказание последних дней того гнева, который Моисей предвещал непослушному Израилю, и от которого двенадцать колен сейчас страдают и будут страдать, пока времена язычников не будут окончены.

Затем Гавриил объясняет, что овен означает царя Мидии и Персии, а косматый козёл — царя Греции. В предыдущем видении эти две державы были представлены медведем и барсом, но здесь символы изменились, возможно, ради более чёткого распознавания. В более раннем видении звери, похоже, были избраны для того, чтобы показать характерные черты царств, которые они представляли; здесь мы также видим отсылку к геральдическим символам.

Большинство азиатских держав были основаны горными или кочевыми народами, и персы были в их числе; это, возможно, объясняет тот факт, что их узнаваемым символом, или одним из их символов, был овен. В ??[библейском словаре] Тейлора есть гравюра персидской монеты с головой овна на аверсе и с лежащим овном на реверсе. Тот же символ можно найти в скульптурах Персеполя, который был столицей Персии со времени Дария Гистаспа до его варварского разрушения Александром. И, кажется, он надолго сохранился: Аммиан Марцеллин, описывая поход Шапура, сообщает, что персидский царь ехал впереди своего войска «в золотом головном уборе, сделанном в виде бараньей головы, украшенном драгоценными камнями» (Amm. Marc, xix. 1). Можно добавить то, что в Зендавесте Изид Бехрам, дух-покровитель Персии, является «как овен с чистыми ногами и заостренными рогами».

Овен соответствует медведю в том, что это также тяжелое и сильное животное. Два его рога, один выше другого, указывают на двойственный характер империи, а также на превосходство персов над мидянами53. То же самое показано в левой и правой руках истукана, а в видении о четырех зверях — в поведении медведя, который поднимался, чтобы ударить с той стороны, с которой он сильнее всего.

Примечание 53: Здесь сказано, что высший рог поднялся после, потому что мидийская династия была раньше, чем персидская.

То, что овен бодал в трёх направлениях, так же как три ребра в пасти медведя, указывают на завоевание царств, образовавших союз — Лидию, Вавилон и Египет, два из которых были покорены Киром, а третье — его сыном Камбисом.

И наконец, поражение всех остальных зверей и слова о том, что никто не мог избавить их из власти овна, соответствует повелению, данному медведю: «Встань, ешь мяса много».

Вот то, что касается овна. Козёл, с другой стороны, обязан свои объяснением знаменитой легенде о Каране54, который был государственным символом Македонии; его находят на монетах этой страны, древняя столица которого называлась Эги́, или «козёл», а народ — аргеадами, в то время как воды, омывающие эти земли, получили название Эгейского, или козлиного, моря. Поэтому сына Александра от Роксаны назвали Эгей, или «сын козла», и некоторые из его преемников изображались на монетах с козлиными рогами. В своём жизнеописании Пирра Плутарх описывает восторг, с которым правитель был узнан македонцами, когда он надел свой шлем, украшенный высоким плюмажем и козлиными рогами55.

Примечание 54: Один из Гераклидов и основатель Македонии. Его история передается Юстином так: «Но вот пришел в Эматию с множеством греков Каран, получив повеление оракула искать в Македонии место для поселения. Здесь он однажды пошел следом за стадом коз, искавших укрытия от дождя, и захватил город Эдессу так, что ее жители ничего не заметили, так как в то время шел сильный дождь и спустился туман; Каран при этом держал в памяти слова оракула, повелевавшие ему искать власти, имея вожатыми коз. Здесь основал Каран свое царство. Впоследствии Каран свято соблюдал такой обычай: куда бы он ни вел свое войско, впереди боевых значков гнали этих коз; он хотел, чтобы при всех его предприятиях перед ним шли те же вожатые, которые доставили ему царство. В память об услуге, оказанной ему козами, Каран назвал город Эдессу Эгами, а народ — аргеадами (Argeadas)». (Just. Hist. vii. 1).

Примечание 55: Возможно, именно из-за упоминания этого навершия шлема Александр называется Зуль-Карнайном, или Двурогим, в Коране (гл. XVIII, «Пещера»).

В овне и козле есть то же противопоставление тупой силы и гибкой энергии так же, как в медведе и барсе; и козел приходит с Запада — то есть, из Греции, которая находится на западе от Персии.

У него заметный рог между глазами, символ выдающейся силы, направляемой умом; и это, как объясняет ангел, представляет первого царя Греческой державы, Александра Великого, чья чудесная энергия управлялась в равной степени чудесным интеллектом.

Ярость и жестокость козла отражают решительность нападения Александра, которая сметала всё на своём пути, и чудесный пример которого был дан в самом первом столкновении, яростном нападении на позиции персов при Гранике. Все условия мира были отвергнуты, и Александр открыто объявил посланцу Дария, что он будет преследовать его господина до смерти не как достойного врага, а как убийцу и отравителя. За этим последовала решающая битва при Арбелах, после которой Александр по наущению афинской куртизанки жестоко разрушил Персеполь, развалины которого доказывают, что это был один из величайших городов, которые видел мир. Затем, взяв с собой компактную армию, он осуществил марш-бросок на 300 миль за 11 дней в ожесточенной погоне за Дарием.

Но пока козёл был на вершине своей силы, заметный рог был внезапно сломлен: и так, посреди своей славы, имея невероятно обширные планы, Александр «пал жертвой болотной лихорадки и невоздержанности» в Вавилоне, на тридцать третьем году своей жизни. Великий центр власти был сломлен, но разум и энергия греков осталась, и вскоре четыре рога появились на месте того одного: мировая держава распалась на четыре владения, простирающихся к четырем небесным ветрам. Поэтому после битвы при Ипсе четверо полководцев Александра разделили его территории между собой следующим образом:

Птолемей завладел Египтом, Киренаикой, Келесирией и некоторыми северными областями Малой Азии.

Кассандр — Македонией и Грецией

Лисимах — Фракией, Западной Вифинией, Малой Фригией, Мисией и Лидией, с Меандром в качестве границы.

Селевк — остатком Малой Азии и Востока.

Сразу после появления четырех рогов Даниил увидел маленький рог, появляющийся из одного из них, и становящийся чрезвычайно великим. Если бы видение было передано нам без толкования, мы посчитали бы, что он обозначает какого-то правителя или государство, восстающих из одного из четырёх царств вскоре после их основания. Но толкование ангела объясняет, что власть, представленная им, появится только «под конец царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих». Следовательно, мы понимаем, что в этот момент видение переходит к «временам конца», с которыми, как мы увидели ранее, оно в основном и связано. И вот четыре царства были поглощены Римской империей перед рождением Христа; последним уцелел Египет, который оставался до поражения Марка Антония и Клеопатры, которое нанёс им Август в 31 году до Р. Х56. Однако они будут возвращены к жизни, потому что «конец царства их» должен быть одновременным с «временами конца» и «последними днями гнева». Иначе никакая часть видения не относилась бы к этому переломному моменту, и торжественное восклицание Гавриила не имело бы смысла. И так мы понимаем, что время маленького рога не придёт до завершения дней устроения, в котором жил Даниил, то есть до завершения семи лет, которые останутся от него после того, как наш век-вставка завершится57.

Примечание 56: Следовательно, от этой даты мы можем сказать, что прежние времена их царства пришли к концу.

Примечание 57: Читатель найдёт полное объяснение этого положения в Части II, гл. 3.

Но в предыдущем видении также восстает маленький рог из десяти рогов четвёртого зверя, который обычно отличают от того рога, который мы рассматриваем, по причине того, что первый появляется из четвёртого зверя, а последний — из козла, который соответствует третьему.

Однако при тщательном рассмотрении это оказывается очень поверхностной причиной. Нравственные черты обоих царств в точности совпадают. Оба — жестокие и богохульствующие притеснители Божьего народа, оба осмеливаются бросить вызов Власти небес, Всевышнему и Владыке владык. Оба существуют в одно и то же время — потому что рог в седьмой главе существует, пока Христос не приходит взять царство, в то время как рог из восьмой главы существует до последних дней гнева, что также близко к явлению Господа. Оба становятся чрезвычайно великими на земле и ужасающе опустошают, и, наконец, оба будут поражены прямым вмешательством Бога. Навряд ли в мире найдется место для двух таких существ одновременно — похоже, что описывается один и тот же человек.

Кажущаяся трудность, связанная с различным происхождением, может быть легко объяснена. Мы уже увидели из седьмой главы, что возрождённая Римская империя будет состоять из десяти царств, каждое из которых будет управляться своим царём, но все они будут соединены в одно великое владение под властью Антихриста. И снова, из восьмой главы мы узнаём, что четыре царства преемников Александра будут существовать во время Последней Недели. Но они были включены в Римскую империю до её исчезновения; и даже если бы этого не произошло, тем не менее, видение Навуходоносора говорит нам, так же, как и описание зверя в Апокалипсисе, что четвёртая мировая держава непосредственно перед своим падением будет состоять из всех владений трёх предыдущих империй.

Из этого следует, что, если бы царства преемников Александра существовали бы в конце, то они должны были быть в числе десяти, которые в то время будут составлять Римскую империю58. Итак, в то время как седьмая глава не говорит нам больше того, что Антихрист может восстать из одного из десяти царств, последующее видение ограничивает это утверждение и провозглашает, что он произойдет из одного из четырёх, которые были образованы из владений Александра. Грубо говоря, два из этих четырёх занимают полуостров к югу от Дуная: Болгария, Турция и Греция, третьим, скорее всего, будет Малая Азия, а четвёртым — Египет. Греция уже представляет собой отдельное царство, и есть немало указаний на то, что Турецкая империя вскоре разделится на части, как и другие три.

Примечание 58: Выражение «под конец их царства» очевидно указывает на то, что они не будут находиться в возрождённой Империи как просто подвластные страны, а будут среди десяти независимых государств.

Поэтому, если это толкование верно, Антихрист восстанет из пределов третьей империи, но захватит четвёртую, которая включит все остальные.

Итак, третья и четвёртая мировые державы были отличными. Первая отличалась интеллектуальным величием, хотя в то же время была в высшей степени лишена истины и нравственности59. Она была превосходной во всём, что могло украсить внешнюю жизнь, и дала образование миру: ее поэты, философы, историки, ораторы, художники и скульпторы были образцами для всех последующих поколений. Даже римляне-завоеватели были в долгу перед властью Греции, признавая ее превосходство в интеллектуальной сфере; и даже Павел в послании к ним делит весь языческий мир на греков и варваров (Рим. 1:14, 15). Потому что это разделение, которое изначально означало греков и чужеземцев, по причине греческого влияния на мир стало не столько обозначением национальности, сколько обозначением уровня культуры. И поэтому римляне сами считались греками, поскольку они заимствовали и впитали язык и культуру Греции.

Примечание 59: В качестве примера греческой нравственности мы можем процитировать следующий отрывок о том, как афинский военачальник Пахет захватил Нотий. «Пахей пригласил к себе для переговоров державшегося в укреплении Гиппия, начальника аркадян, обещал отпустить его здравым и невредимым обратно в укрепление, если они не сойдутся на условиях. Гиппий явился к Пахету, а тот отдал его под стражу, не заковав в цепи, сам внезапно напал на укрепление и взял его, так как находившиеся внутри воины вовсе не ожидали нападения, причем велел перебить аркадян и всех варваров, какие там были. Затем Гиппия, согласно уговору, Пахет отвел в укрепление и, когда тот вошел туда, велел схватить его и поразить стрелами» (Фукидид. 3:34). Это рассказ философа и историка Фукидида, который хладнокровно передаёт это как обычное событие, против которого никто и не подумает возражать. Читатель может заметить дьявольскую тщательность Пахета, который не стал заковывать Гиппия в цепи, чтобы не нанести повреждения своему узнику, и чтобы тогда стало невозможным вернуть его в крепость в целости и безопасности.

Отличительные черты четвёртой державы, напротив — это ее железная воля, поддержание закона и мощная сила, которой она подчиняла всё своей власти. Вергилий хорошо выделил черты каждой империи в знаменитом отрывке, который мы можем перевести следующим образом:

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,
Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,
Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней
Вычислят иль назовут восходящие звезды, — не спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно —
В этом искусство твое! — налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!»60

Примечание 60: Виргилий, Энеида 6:847-853. (Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Художественная литература, Москва, 1979. Перевод с латинского С. А. Ошерова под ред. Ф. А. Петровского).

Поэтому, по-видимому, Антихрист заворожит мир интеллектуальными способностями, свойственными Греции, которые он будет использовать, чтобы направлять непреодолимую силу Рима. И так, когда четвёртый зверь выступает в своём последнем проявлении, он уже больше не отличается от других, а «подобен барсу» (Отк. 18:2); он приобрёл внешнюю грациозность и красоту Греции, сохранив при этом мощь и силу Рима. И в главе, которую мы рассматриваем, по-видимому, ангел, давая толкование, указывает на то же. Потому что этот царь «наглый», что является отличительной чертой Рима, который, действительно, описывается в другом месте теми же словами как «народ наглый» (Втор. 28:50). Но следующее объяснение, «искусный в коварстве», представляет коварство греческого разума (Дан. 8:23).

Возможно, некоторые из этих соображений при правильном развитии могут объяснить тот факт, что Израиль и Греция будут приведены в острое столкновение во время конца, как говорится в пророчестве Захарии: «Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония» (Зах. 9:13). И представляет некоторый интерес то, что при первом пришествии три царства — Греция, Рим и Израиль — представлены в надписи на кресте (Лк. 23:38).

Когда о наглом царе говорится, что «укрепится сила его, хотя и не его силою», это напоминает нам о других словах: «И дал ему дракон силу свою и престол свой и власть великую» (Отк. 13:2). Укреплённый таким помощником, он будет производить удивительные опустошения, своей хитростью он сделает так, что задуманный им обман будет успешным, и уничтожит многих заявлениями мира, или, как можно истолковать эти слова, уничтожит многих посредством неожиданных и коварных нападений во времена безопасности. Особо отмечается то, что он будет губить «сильных и народ святых». Последнее, видимо, относится к евреям, о которых уже было сказано (если мы передадим двенадцатый стих более точно), что «воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие». Сложнее понять, кто назван здесь «сильными», но, возможно, это тот народ или те народы, которые, состоя из многих верующих в Христа, первыми будут противостоять Антихристу мечом, и, следовательно, будут вынуждены понести наказание, которое угрожает тем, кто делает так (Отк. 13:9-10).

Этот царь пойдет ещё дальше, бросая вызов Богу тем, что разрушит храм, и в конце концов противостанет самому Царю Царей; но он будет сокрушен не рукою, разбит на куски камнем, высеченным из горы без содействия рук.

Слова ангела относительно двух тысяч трехсот дней таинственны. Буквально еврейское выражение означает не «дни» а «вечера-утра», что доказывает, что имеются в виду полные дни из двадцати четырёх часов; точно так же, как когда мы слышим о сорока днях и сорока ночах или о трёх днях и трёх ночах. Мы должны ответить, что семь пророческих лет будут состоять из двух тысяч пятисот двадцати дней, то есть время, упомянутое ангелам, на двести двадцать дней меньше, чем семь лет.

Возможно, видение ежедневной жертвы и опустошительного нечестия относится ко всему периоду связи Антихриста с Иерусалимом. Если это так, то он заключит завет с большинством еврейского народа на семь лет, и, как мы увидим в следующей главе, после первых трех с половиной лет сделает так, что жертва и приношение прекратятся. Оставшиеся три с половиной года будут временем великой скорби. Но Господь Иисус обещал, что эти дни будут сокращены ради избранных (Мф. 24:22). Возможно, что слова ангела дают нам степень этого сокращения, и, если это так, Бог избавил Свой народ на двести двадцать дней последнего года.

Итак, мы изучили некоторые из самых выдающихся пророчеств Ветхого Завета, относящихся к языческому владычеству. До того, как было написано последнее Писание, три великих мировых державы исчезли, так что сейчас мы не слышим о Вавилоне, Персии и Греции — только о Риме. И даже о Риме говорится мало, пока он не предстаёт нам воплощённым, как это будет, в своём последнем царе. В то время, как мы сейчас видим, многие евреи будут жить в своей собственной стране, будучи собраны там, чтобы претерпеть очищение Духа суда и жжения, которые приготовят кротких среди них к славному наследию. И тогда, когда Бог начнёт вспоминать Израиль, Его работа над ними возобновит их прямые отношения с земным правительством, так что с этого момента пророчество снова вступает в описание подробностей земных вещей. Но то, что произойдёт с царствами этого мира во время устроения благодати, открывается только в виде смутного наброска. Потому что верующие в Христа имеют небесное призвание, и им дано повеление не заботиться о земных вещах, а всё время ожидать пришествия их Господа.

Сейчас мы кратко рассмотрим некоторые новозаветные предсказания о четвёртой империи.

ЯЗЫЧНИКИ: VI. Великий красный дракон >>