ЧАСТЬ I. — ЯЗЫЧНИКИ
I. Пророчества Валаама
Сыновья Авраама должны быть «Царями земли на земле». Поэтому со дня поселения в Ханаане они разумно предполагали, что верховная власть будет однажды и навсегда отнята у других народов. И несомненно, так бы и произошло, если бы их собственные сердца полностью подчинились их Богу. Но они оказались жестоковыйными и бунтарями, и поэтому, пока они ещё были в пустыне, Моисей получил указание предсказать беды и пленения, которые выпадут на их долю в последние дни.
А ближе к концу их блужданий Бог устами Валаама ясно провозгласил, что у их врагов будет власть беспокоить их и изгнать их из их земли, что до исполнения обещаний Аврааму должно пройти время владычества язычников и что его семя будет, наконец, избавлено посредством прихода могучего и побеждающего Царя. Эти слова настолько величественны и поразительны — они раскрывают мрак и угрозу, которые придут от язычников, хотя и через целых восемь столетий после пророка — что мы приводим дополненный перевод большей части этого отрывка. Сказав о том, что его слова указывают на «конец дней»28, или на время, когда Божьи замыслы в отношении Израиля начнут исполняться, Валаам произносит такие слова:
«Вижу Его, но ныне ещё нет;
Зрю Его, но не близко.
Восходит Звезда от Иакова
И восстаёт жезл от Израиля,
И поражает углы Моава
И уничтожает всех детей бунта.
Едом будет под владением,
Сеир будет под владением врагов своих,
А Израиль явит силу свою.
Правитель поднимается от Иакова
И уничтожит всё оставшееся от городов29.
И увидел он Амалика, и произнёс притчу свою, и сказал:
Первый из народов Амалик.
Но конец его — гибель. И увидел он Кенеев, и произнес притчу свою, и сказал:
Крепко жилище твоё,
И на скале положено гнездо твоё;
Но разорён будет30 Каин,
И недолго до того31, как Ассур уведёт тебя в плен.
И произнёс он притчу свою и сказал:
Горе! Кто уцелеет, когда Бог сделает это?
Придут корабли от Кипра,
И смирят Ассура, и смирят Евера;
Но и он32 идёт в гибель».
Это пророчество раскрывает величественное видение второго явления Христа как Царя царей и Господа господствующих33. До этого великого момента враги Израиля останутся, но тогда они должны будут столкнуться с уничтожением или низвережением до покорности.
Однако Амалик, который первым напал на избранный народ, ибо таково очевидное значение выражения «первый из народов», должен быть уничтожен задолго до этого34.
Позднее израильтяне получили повеление исполнить приговор Иеговы, как только они обосновались в земле Ханаанской (Втор. 25:19), и в правление Саула они исполнили его (1 Цар. 15), но лишь отчасти. Оставшиеся Амаликитяне причиняли беспокойство Давиду, и он постоянно наказывал их (1 Цар. 27:8; 30; 2 Цар. 8:12). Во время правления Езекии пятьсот мужей из колена Симеона пошли к горе Сеир и поразили остаток Амаликитян, обитавших там (1 Пар. 4:42, 43).
В Книге Есфири Аман назван «Вугеянин» [или, «Агагеянин» — прим. пер.]; евреи утверждают, что он был потомком Агага и именно поэтому ненавидел их народ. Если это утверждение верно, то восхождение потомка проклятого рода после стольких столетий имеет большое значение: он пытался уничтожить народ, который, не послушавшись Бога, оставил в живых его предков. И возможно, именно в смерти Амана и его семьи была исполнена судьба Амалика.
С другой стороны, дружественный Кеней должен терпеть, пока сам Израиль не будет уведён в плен Ассуром, врагом с Востока.
Но это пленение будет не последней из их проблем, поскольку с другой стороны Кипра, то есть с Запада, придут более могучие народы и смирят Ассура и Евера, или азиатские государства по обе стороны Евфрата. Но и они будут уничтожены, когда жезл Израиля поразит углы Моава.
Таким образом, в такой ранний срок — около 1452 года до Р. Х.— ни одной из обозначенных держав ещё не существовало и их ещё нельзя было назвать конкретно, тем не менее Валаам предсказал, что владычество сначала будет отдано в руки народов с Востока, а затем в руки язычников с Запада. И много столетий спустя это было раскрыто в большей степени через Даниила и Захарию: что это временное владычество будет принадлежать четырём сменяющим друг друга империям, первые две из которых будут азиатскими, а третья и четвёртая — европейскими. Таково наиболее древнее предсказание о временах язычников, содержащее, как обычно бывает с ранними пророчествами, зародыш того, что должно было последовать, и сказанное языческому царю пророком, который сам не имел симпатий к избранному народу.
Прежде чем мы продолжим, мы будем вынуждены сказать несколько слов о современной теории, которая путает дом Израиля с народами четвёртой империи35, и о той части, которая взбунтовалась против Ровоама.