Введение

Введение

Всевышний Бог решил дать откровения, при помощи которых Он хочет раскрыть Свои замыслы людям и тем самым мягко склонить их разум к Его могучей и непреклонной воле. Тем не менее мириады сегодняшних христиан удовлетворены, достигая конца своей жизни в полном неведении относительно этих милостивых открытий, а служители Христа слишком часто не способны раскрыть их.

Но поскольку Бог решил поместить их перед нами, разве мы не обвиняем Бога в неразумности, если мы пренебрегаем ими? И разве мы не ведём себя так же, если настаиваем на извращении их истинного значения, как, например, те, кто находит в Откровении только лишь то, что уже произошло до написанного в нём, и доктрины, показанные в других частях Писания; хотя Сам Господь провозглашает, что цель этой книги — «показать рабам Своим, чему должно произойти вскоре1»?

Примечание 1: Отк. 1:1. Эта книга говорит о будущем и только о будущем начиная с момента её написания. И мы не нарушаем этого правила, как нас обвиняют, когда мы объясняем, что женщина, мучащаяся родами в 12-й главе, — это церковь в скорби. Хотя её страдания начались задолго до того, как Иоанн увидел это видение, они всё ещё продолжались в это время и должны были продолжаться более восемнадцати столетий после этого.

И давайте не винить апатию христианства, лаодикийский дух, которым мы окружены, и обмирщённость популярного христианства в том, что верующие не отдают себя этому изучению и размышлениям, приготовленным для них Богом.

Отрывок из Послания к Евреям наталкивает нас на такое заключение. Вдохновенный автор жалуется на то, что ему трудно донести всё, что он хочет сказать о Мелхиседеке, потому что те, кому он пишет, стали туги к слышанию и неиспытаны в слове праведности; из-за их состояния он решительно упрекает их и вслед за этим увещевает их:

«Поэтому, оставив начатки учения о Христе, будем стремиться к совершенству, не полагая заново основания покаянию от мёртвых дел и вере в Бога, учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном» (Евр. 6:1-2).

Мы можем увидеть, что этот список оснований включает в себя практически все доктрины, которые мы обычно слышим с наших кафедр. Но при этом апостол сравнивает тех, кто постоянно занят ими, с работниками, напрасно растрачивающими свой труд, поскольку они снова и снова закладывают и разбирают фундамент здания, в то время как они должны возводить последующие этажи. Поэтому он решительно просит евреев перейти от первых принципов к совершенству и добавляет к своему увещеванию следующие слова:

«Ибо невозможно однажды просвещённых и вкусивших дара небесного и ставших общниками Духа Святого и вкусивших доброго Божия слова, как и сил будущего века, и отпавших, опять обновлять к покаянию, если они со своей стороны распинают Сына Божия и выставляют на позор» (Евр. 6:4-6).

Не вникая сейчас в полное значение этих ужасных слов, мы должны признать, что данный контекст не оставляет нам сомнений в том, что мы находимся в опасности из-за этого упущения и можем столкнуться с серьёзным и страшным судом. Это те, кто отказывается смотреть дальше первых принципов Христа; те, кто не изучает, не размышляет, не позволяет Святому Духу сформировать их разум при помощи откровения, которое Бог приготовил для этой цели и которым по Его поручению мы должны заполнить свои сердца и удовлетворить свой интеллект; те, кто тщетно пытается оправдать свою праздность и не имеет аппетита к небесному, утверждая, что им достаточно простого благовестия, как если бы вкусив благих Божьих даров, они не пожелали бы ещё, хотя пир накрыт и Он не перестаёт повторять: «Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!»

Итак, на протяжении всей христианской эры духовная апатия и опасность отступничества всегда угрожали тем, кто не хотел знакомиться настолько точно, насколько можно, с божественными словами, при помощи которых мы можем правильно оценить земное и получить побуждение искать блаженной надежды и славного явления великого Бога и нашего Спасителя Иисуса Христа.

А что мы можем сказать о себе, о тех, кто достиг конца века, кто, по-видимому, живёт в то время, когда древние предсказания должны вот-вот исполниться? Насколько более убедительным является слово увещевания для нас, тех, кто видит приближение Того Дня!

Исаак Тейлор считал, что Бог в конечном итоге будет разделять людей на тех, кто поддерживает истину в Книге Откровения, и тех, кто противостоит ей. Несомненно, его общая идея правильна; ибо намного более высокий и совершенно неоспоримый авторитет сказал о Ветхозаветном Откровении:

«Ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Дан. 12:9-10).

Такой будет отличительная черта Божьих избранников в последний час испытания; и для мудрых в последнем поколении, в нашем или в каком-то другом, слово пророчества будет не чем-то маловажным или незначительным, а откровением чрезвычайной важности.

Мы не можем также сказать, какими будут последствия для тех, кто примет или не примет его и кто при этом не доживёт до его исполнения. Великий Творец действует в нашей жизни неизвестным для нас образом, и результаты этой работы проявятся только тогда, когда смертное облечётся в бессмертное. В таком случае терпеливое и молитвенное изучение откровений, раскрывающее Его замыслы, должно произвести мышление, открытое для освящения и духовного роста и способное повлиять на нашу вечную судьбу чрезвычайным образом. Божьи методы обучения должны быть лучшими, и даже те, кто считает, что достиг многого в других сферах, могут столкнуться с тем, что их надежды разобьются от строгого упрёка: «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов!»

Но причина, которая больше всего заставляет человека пренебречь Божьими откровениями о будущем, — это отвращение человеческого разума ко всему, что противоречит опыту или стремлениям его падшей природы. В упрёке нашего Господа содержится чудесная глубина истины: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы верить во всё, что сказали пророки!» (Лук. 24:25); медлительные сердцем не в том, чтобы узнать или понять, а чтобы верить. Именно инстинктивная антипатия к пути Божьей воли заставила учеников неправильно понять предсказания о первом пришествии; такое же чувство может сделает так, что многие христиане будут застигнуты врасплох при втором пришествии.

Однако редко кто признается в таком отвращении, обычно его результаты приписываются нереальным причинам, из которых чаще всего упоминается наличие различных толкований. Но эта путаница нарастает в огромной степени из-за того, что почти любого, кто называет себя толкователем, небрежно принимают. В таком случае почему мы удивляемся, когда слышим странные и дикие толкования? Но если церковь пробудится от своего безразличия и болезненно применит надлежащие критерии, вред будет легко выявлен и ограничен. Вот два очевидных критерия.

Никто не может утверждать, что является опытным исследователем пророчеств, если он не может сформулировать полную и последовательную схему.2

Примечание 2: Если манипулировать отдельными отрывками по своей воле, конечно, можно применить пророчество к любому событию или событиям, точно так же, используя умелый, но беспринципный разум, можно учить любым возможным доктринам на основании Библии.

И ни одна система не может быть истинной, если она не может легко и естественно поставить на своё место все основные пророчества в Библии.

Мы прекрасно знакомы с тем, что многие противятся самому упоминанию системы пророчества, но не требуется много знания, чтобы понять, что подобное чувство просто нерационально. Если пророчества — это все слова одного и того же Духа, их можно свести к упорядоченной схеме и никак иначе их постичь невозможно. И если мы не узнаем, что это за схема, горе нам, поскольку, если, как соглашаются почти все христиане, мы находимся на пороге последних времён, их знание скоро станет отличительной чертой тех, кого избрал Бог. Во время конца «не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» [Дан. 12:10].

Схема, понятная для нашего разума, показана читателю в данном томе и составлена, учитывая тщательные указания на некоторые ключи, которые, насколько мы верим, даны с определённой целью и которые объяснены в последних шести главах Пролегомены.

Самые важные из них — это признание трёх различных классов, на которые разделяется человечество, знание трёх пророческих периодов и знакомство с простым принципом, согласно которому Бог считает хронологию иудейской истории. Ясное понимание этих положений, как мы верим, удалит все трудности и неопределённость в отношении общего и систематического толкования.

Но когда мы входим в детали, мы уже не можем говорить с той же уверенностью, поскольку совершенно определённо существуют некоторые предсказания, которые будет невозможно понять, пока их исполнение не приблизится вплотную. Тем не менее мы должны изучать и откладывать их в своём разуме, и, если мы будем это делать, всё недостающее будет раскрыто нам в час нужды, и то, что представляет трудность для других, и вероятно, непостижимо для них, будет полностью понятно для нас — мы будем знать, что произойдёт и что нам следует делать.

Ранние ученики, скорее всего, не могли объяснить повеление Господа о том, что они должны бежать в горы, как только увидят, что Иерусалим окружён войсками. Как, возможно, думали они, мы можем убежать в таких обстоятельствах? Разумеется, знамение, которое Он обещал, сделает послушание возможным.
Но в надлежащее время всё стало ясным для них, и, должно быть, их сердца были переполнены благодарностью, когда они поняли, что Божье милостивое устроение дало им не просто сигнал, а возможность для бегства и в то же время устранило непримиримых соотечественников, мешавших им.3

Примечание 3: Чтобы найти описание этого глубоко интересного события, смотрите примечание на стр. 241.

«Надеющиеся на Меня не постыдятся» (Ис. 49:23).

Готовя эту книгу ко второму изданию, мы подвергли её тщательному пересмотру и исправлению; к ней было добавлено несколько пояснений и новых глав; и мы надеемся, что эта книга теперь станет полезной в качестве пособия для студентов, изучающих пророчества. Однако она включает в себя не всю тему, а лишь отдельные отрывки, которые более всего относятся к тем, кто ожидает пришествия своего Господа. Подробные описания последней недели, схождения Христа на Елеонскую гору, тысячелетнего царства, последнего суда и вечного покоя оставлены для будущих исследований.

В тексте содержится несколько ответов на враждебную критику, но мы сразу хотели бы отметить три положения, в отношении которых мы не считаем нужным защищаться.

Тот факт, что, на наш взгляд, какое-то событие маловероятно, не является причиной, по которой у него не должно быть места в Божьем откровении будущего.

Нас постоянно спрашивают, на каком основании мы вставляем события между шестьдесят девятой и семидесятой неделями Даниила. Просто тем самым мы следуем пророчеству, которое ставит отсечение Мессии при завершении шестьдесят девятой недели, а затем вставляет неизвестные события перед тем, как перейти к семидесятой неделе. Именно те, кто нарушает этот порядок, должны защищать свой взгляд.

И наконец, нас обвиняют в пессимизме, и у нас нет желания отрицать это обвинение; мы лишь исповедуем то, что научились не надеяться на то, что падший человек найдёт силы восстановить себя, и это показано во всех Писаниях от Бытия до Откровения. Но наш пессимизм, исходящий из такого источника, не безнадёжен; хотя в себе мы не можем найти никакой помощи, мы надеемся на Того, кто в силах спасти. Если небо затянуто тёмными тучами, мы знаем, что солнце по-прежнему светит в полную силу за ними; когда грозовые тучи великой скорби рассеются, радующейся земле откроются Его свет и тепло.

Цветная таблица в начале нынешнего издания, на наш взгляд, поможет читателю познакомиться с нашей схемой.

ПРОЛЕГОМЕНА: I. Вступление. Схема толкования >>