ПРОЛЕГОМЕНА: III. Семь устроений

ПРОЛЕГОМЕНА: III. Семь устроений

Почему так получается, что, появившись на свет, человек сразу же должен столкнуться с искушением и грехом со всеми его неизбежными несчастьями, мы объяснить не можем. Мы не можем понять, проходит ли он сейчас через огненное испытание, которое должно смирить его и искоренить бунтарские чувства, появившиеся в прошлых веках18, в то время как кровь Господа Иисуса искупает их, или мудрые и милостивые решения Всемогущего в отношении нашего рода продиктованы какой-то другой причиной. Нет ничего более неразумного, чем попытка проникнуть в тайну, лежащую за пределами нашего кругозора, тайну, которая несмотря на наши усилия по-прежнему остаётся скрытой, пока когда-нибудь в будущем веке Всемогущему не будет угодно убрать занавес Своей собственной рукой и открыть тем, кто мог доверять Ему посреди тьмы этой жизни, глубины и бесконечную мудрость Его неотступной любви.

Примечание 18: Мы говорим об этом не для того, чтобы заявить о предыдущем существовании человека, а лишь о такой возможности. Если это окажется реальным фактом, основание практически всех жёстких речей, которые нечестивые грешники произносили против Бога, будет сметено в одно мгновение. Если нет, у Бога есть намного более лучшее решение проблем, которое Он в будущем покажет тем, кто любит Его. Считается, что описание сотворения человека устраняет вопрос о досуществовании, поскольку там говорится, что Бог вдохнул в его ноздри дыхание жизни. Но это выражение не сильно отличается от того, что показано в пророчестве о сухих костях: «Вот, Я введу Дух в вас, и оживёте». А также: «От четырёх ветров приди, Дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез. 37:5, 9). Поскольку слова этого отрывка ясно говорят о воскресении, кажется, что стих в Бытии не отвергает возможности досуществования и его можно считать нейтральным. Но давайте не задерживаться на этой непроницаемой тайне, поскольку небольшой взгляд может помочь слабой вере, но любая попытка спекулировать на эту тему должна быть сопряжена с серьёзной опасностью, поскольку откровения на эту тему нет. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века» [Втор. 29:29]. О, если бы среди нас было более глубокое почтение к скрытым вещам Всемогущего, которые удерживаются от нас для нашего воспитания, и если бы мы научились говорить с Давидом: «Господи, не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое» [Пс. 130:1]. И давайте помнить слова бóльшего, чем Давид: «Если не обратитесь и не станете как дети, не войдёте в Царство Небесное» [Мф. 18:3].

Мы не можем проникнуть в глубины Божьи, но нас не может не поразить одна черта Его работы над человечеством. Управление этим миром прошло через несколько перемен, которые мы вслед за Павлом называем устроениями19, и эти устроения, хотя и различаются в законах и состояниях, неизменны в одном. Все они вместе доказывают, что люди ни при каких обстоятельствах не могут сохранить своей чистоты и спасти себя от растления—их единственная надежда состоит во вмешательстве Вечного, и это вливание Его Святого Духа настолько чудесно, что в их природе происходит настоящая перемена. Этот факт определённо указывает на некий глубоко укоренённый бунт против Бога, который должен быть устранён, прежде чем к человеческому роду вернутся мир и гармония. Кем бы человек ни был, какая бы тайна его ни окружала, совершенно ясно, что человек не смог усвоить урок абсолютной зависимости, которой он мог научиться, лишь глядя на творение, и которой он теперь может научиться благодаря искуплению более чудесному, чем само творение.

Примечание 19: [англ. Dispensation. Слово dispensation используется в Библии короля Якова в Еф. 1:10 и представляет собой перевод греческого слова оikonomia. На русский язык это слово в Синодальном переводе переводится как «домостроительство», но в данном контексте мы считаем, что лучше переводить его словом «устроение», поскольку, на наш взгляд, оно больше соответствует английскому dispensation. — Прим. пер.]

В первом устроении Адам и Ева были сотворены в состоянии невинности и с полной свободой от болезненного труда и беспокойства, и они были помещены в сад удовольствия. В качестве испытания для их духа послушания Творцу, что разумно и необходимо, от них требовалась только одна мелочь: они получили заповедь не прикасаться к плоду только одного из деревьев в саду. Каким бы лёгким или даже невесомым ни было это ярмо — о нём напоминали лишь раздутые гордые и своевольные мечты — они всё равно сбросили его со своей шеи. Поэтому они были изгнаны из Рая радости после того, как они показали, что человек не может сохранить своей невинности, обладая ею, даже если в этом ему помогают самые благоприятные обстоятельства.

Наступил другой век. Адам и его потомки были подвергнуты испытанию с целью продемонстрировать, могут ли они после болезненного переживания падения вернуть себе врождённую благость без закона или правительства. Но вместо того чтобы улучшиться, они становились всё хуже и хуже, пока земля не наполнилась растлением и насилием настолько, что Бог был вынужден стереть с неё всех живых существ. Так стало ясно, что, если человека освободить от всех ограничений и предоставить самому себе, он не только не сможет спасти себя, но и устремится прямиком в разрушение.

Когда потоп сошёл, Ной вышел из ковчега, и началось третье устроение. Теперь Бог дал человеку меч судьи, повелев, что теперь за убийство необходимо казнить преступника, и тем самым поместив Его падших тварей под управление видимого и земного правительства. Но политический союз настолько опьянил их новой властью, что они намеренно взбунтовались против Него, и от открытого неповиновения их удержало только смешение языков. Хотя их правительство объединило их против их Творца, оно не смогло сохранить их от нравственного растления. Мы узнаём это из жалкой истории городов на равнине, чья катастрофа, по-видимому, завершила третий, или Ноев, период.

[Под городами на равнине автор, по-видимому, имеет в виду Содом и Гоморру, уничтоженные Богом за невероятную растленность. См. Быт. 19.]

С началом четвёртого устроения, которое можно назвать веком странников, Бог отказался от мира в целом и избрал Себе одну семью, намереваясь сначала возродить людей, вышедших из неё, и в конечном итоге через них благословить все народы. Авраам и его потомки от Иакова, следовательно, были отделены от оставшегося человечества, чтобы войти в общение с Иеговой. Они были вынуждены блуждать как странники и пришельцы, не имея своего жилища; и, когда они, наконец, поселились в Египте, внезапно они почувствовали враждебность земли, в которой они теперь жили, оказавшись в жестоком и безнадёжном рабстве. Но даже такое суровое воспитание в виде отделения и скорби, хотя оно и было завершено чудесным явлением Божьей верности и силы, не смогло покорить их бунтарское своеволие, как мы видим из их поведения после избавления. Даже то обхождение, которое они получили от мира, не изменило их стремления к нему. Когда по пути в Ханаан они начали выражать своё неудовольствие Богом, они вспомнили котлы с мясом, рыбу, огурцы, дыни, лук, репчатый лук и чеснок из Египта и в сердце повернулись к земле, которая так безжалостно угнетала их.

Наконец, пришло время установить избранный народ как царство на земле и начать пятый век. Поэтому израильтяне, поражённые чудесами при своём выходе из Египта, пошли через пустыню Син — их в это время поддерживали хлеб, падавший с неба, и вода из рассечённой скалы — пока не подошли к крутой и высокой горе Синай. Там среди страшных проявлений присутствия Иеговы им были даны законы царства, позднее записанные, чтобы они и их дети узнали их и, исполняя их, жили бы. Но с самого начала они отказались подчиниться и тем самым отложили свой вход в добрую землю на сорок лет. И когда Бог, наконец, утвердил их в Палестине, они быстро показали себя как жестоковыйный и своевольный народ. Ни их чудесное обучение, ни обладание написанным законом не могло произвести в них радикальной перемены: они устали от Иеговы как от Правителя и потребовали земного монарха. Просьба была удовлетворена, но после трёх последовательных правителей возник разлад, который привёл к разделению народа на два различных и по большей части враждебных государства. Эти царства несмотря на предостережения пророков и часто повторяющиеся наказания от Бога оказались настолько безнадёжно склонными к волшебству и идолослужению, что в итоге Всемогущий допустил уничтожение Израиля, а спустя какое-то время и Иуда был уведён в плен.

Спустя семьдесят лет изгнанникам второго царства было позволено вернуться в Иерусалим и заново построить храм и разрушенные стены. Их скорбь исцелила их от открытого идолослужения, и они больше им не занимались. Однако они не приблизились к Богу, а лишь заменили свой прежний грех на лицемерную формальность или скептическое безразличие.

Так они стали настолько плотскими, что, когда в полноту времени Бог послал Своего единородного Сына в мир, вместо того чтобы принять Его как долгожданного Мессию, они отвергли и распяли Его. В гневе Бог отложил Свой завет, отказался в то время воссоздать царство Израиля, опять предал город и святилище огню и рассеял иудеев среди всех народов на второе и намного более долгое пленение.

Затем последовало отступление — устроение благодати, во время которого израильтяне отложены в сторону на время, но не забыты в решениях Божьих. Одной из целей нынешнего века является устранение препятствий для послушания Израиля. Именно взбунтовавшийся князь мира при помощи своих ангелов и духов в воздухе постоянно подталкивал детей Авраама к идолослужению или лицемерию. Поэтому сейчас ведётся приготовление к тому, чтобы эти враждебные силы, «высшие на высоте», были изгнаны и заменены на новое духовное правительство — Господа Иисуса и Его церковь. Поэтому апостолы получили повеление возвещать значение смерти Христа на кресте. Он принёс себя в жертву за грехи всего мира, и с этого времени все, кто любит Его и следует за Ним, должны считаться умершими вместе в Нём и, следовательно, заплатившими полную цену за свои грехи. Кроме того, Бог считает, что они одеты в совершенную праведность их Спасителя и после короткого времени испытания ради их освящения при завершении века они будут восхищены, живые или мёртвые, чтобы встретиться со своим Господом в воздухе и вместе с Ним стать духовными правителями мира вместо Сатаны и его ангелов. И в будущие века Творец проявит безграничное богатство Его благодати в Его благости к ним через Иисуса Христа (Еф. 2:7).

Разумеется, такое проявление любви со стороны Всемогущего Бога вместе с таким славным предложением Его падшим и недостойным тварям должно побудить всех обитателей земли присоединиться к единой хвале Тому, кто сидит на престоле, и Агнцу! Но нет, люди приняли эту весть с безразличной апатией или даже с суровой ненавистью и противостоянием. Лишь некоторые, чьи сердца открыл Господь, услышали, поверили и возрадовались. В основном они принадлежат к самым бедным и презренным из людей, но их знает великий Царь, и скоро Он исповедует их имена перед Своим Отцом и ангелами. Остальной мир будет становиться всё хуже и хуже, пока этот шестой век также не закончится полным провалом, что докажет, что даже откровение любви Божьей в Христе Иисусе не может смягчить бунтующее сердце человека.

Затем мы переходим к последним семи годам пятого устроения20. Большинство иудейского народа, которые не приняли Христа, признают завет с Антихристом, и Господь завершит ужасное время скорби Своим явлением со Своей искупленной церковью в славе, чтобы принять царство.

Примечание 20: Читатель найдёт доказательство этого утверждения в Части II.

Во время тысячелетнего века, седьмого и последнего испытания человеческого рода, Христос будет царствовать в небесных местах, области, находящейся сейчас во владении падших ангелов, и сделает Свой народ, Израиль, царями земли на земле. Тогда исполнятся обещания Аврааму и славные предсказания ветхозаветных пророков. Искуситель и его злые воинства будут брошены в бездну, и их злое влияние больше не будет наполнять воздух побуждением к греху, проклятие будет удалено от земли, и видимая слава Господа будет присутствовать в храме в Иерусалиме, а трупы бунтарей, убитых в долине Иосафата, будут выставлены напоказ навеки (Ис. 66:24).

Но даже этот век чудес, благословений и предостережений с полным иммунитетом от духовных искушений не принесёт восстановления падшему человеку. Израильтяне действительно будут совершенными, но только благодаря силе Божьей, которая согласно обещанному новому завету напишет Его закон на их сердцах (Иер. 32:40). Но другие народы, хотя и подчинятся со страхом, сделают это с поддельным смирением21; а когда, наконец, искуситель будет отпущен для последнего испытания в отношении послушания, они с радостью примут его предложения и соберутся воедино в открытом бунте против Бога. Однако к тому времени долготерпение Всемогущего будет истощено. С неба прольётся огонь и уничтожит воинство бунтарей, и после общего суда последует вечное состояние — век чистой славы, в котором праведность будет не просто царствовать, как в тысячелетии, но и обитать на обновлённых небе и земле.

Примечание 21: Дважды в Псалмах — 65:3 и 80:15 — еврейское слово שּׁחכּ используется для описания настроя язычников по отношению к Христу во время тысячелетия; и оно появляется ещё раз в Пс. 17:44, где оно применяется, по-видимому, в том же смысле. Если слово за ним стоит в дательном падеже, как в этих отрывках, оно означает «лгать» кому-то, а также «раболепствовать», «лебезить» из-за страха, или, как говорится в примечании в Авторизованном переводе, «выражать притворное послушание».

Если такое слово применимо к общему состоянию мира в то время, когда люди будут не только освобождены от искушения злых духов, но и будут испытывать благоговение от видимого присутствия Господа, очевидно, что их внешнее смирение, каким бы полным оно ни было, будет скорее исходить от страха, чем от любви. Поэтому при завершении этого века, как только Сатана будет освобождён из своей тюрьмы и сможет снова возбуждать и направлять человеческое зло, произойдёт последний бунт.

Так при помощи семи разных и полностью различных испытаний будет доказано, что никакие обстоятельства не могут дать человеку силы восстановить себя от греха22; что он должен или восклицать к Господу и просить помощи, или погибнуть, отойдя от Его присутствия вовеки.

Примечание 22: Богу, разумеется, не нужно никаких доказательств, поскольку Он знает всё, что в сердце человека, но, по-видимому, это необходимо для Его замысла, чтобы человек сам был убеждён. Это непростой вопрос, и каждый христианин с опытом хорошо знает это. Одно дело — соглашаться с исторической картиной развращённости человеческого рода, и совсем другое — смиренно осознавать этот отвратительный факт в нашей собственной личности. Все испытания верующих необходимы для того, чтобы привести их к осознанию своего истинного состояния, и всё равно как часто, когда бремя, пригибавшее их к земле, убирается, они поднимаются из своей скромности и присоединяются к самоуверенным, пока следующее бедствие не повторит урока, который они так быстро забыли.

ПРОЛЕГОМЕНА: IV. Три линии пророчества >>