ПРОЛЕГОМЕНА: II. Знамения времён

ПРОЛЕГОМЕНА: II. Знамения времён

Когда мрачные и тёмные тучи начинают собираться на небе и соединяться друг с другом, хотя мы не видим света и не слышим звука, мы знаем, что надвигается буря и что тихие холмы и долины скоро содрогнутся от вспышек молний и мощных раскатов грома.

«Лицемеры, — сказал наш Господь фарисеям, — лицо земли и неба распознавать вы умеете, как же времени этого не распознаёте?»

Так Он говорил о Своём первом приходе, знамения которого не так полно изображены в Писании, как знамения Его второго пришествия.

Что в таком случае Он скажет нам, если мы не найдём тайну Божью в происходящем вокруг нас, когда у нас есть такой замечательный комментарий, объясняющий всё это? Даже государственные деятели, философы и мыслители этого мира ожидают великих перемен в его социальном и политическом состоянии. Разумеется, всё это побуждает нас исследовать и смотреть, являются ли непрерывные очевидные приготовления, направление гражданских и религиозных мнений и в целом беспокойное и подчас беззаконное состояние христианства признаками того, что наступили последние времена нашего века; мир скоро столкнётся с отверженным, но праведным и всемогущим Царём; и поэтому Его церковь — равно как живые, так и мёртвые — уже не просто могут, а обязательно будут скоро восхищены для встречи с Ним в воздухе.

Когда мы плывём по широкой реке, которая скоро должна превратиться в большой водопад, к какому выводу мы должны прийти, если вдруг нас захватывает стремительный поток, если скорость воды вокруг нас начинает расти и мы начинаем слышать оглушительный рёв? Разве мы не должны сразу же понять, что мы уже находимся в быстрине, ведущей к ужасному водопаду?

Разве мы не в достаточной мере описали нынешнее состояние течения времени? И пророки, и Сам Господь предсказали серьёзные катастрофы, вслед за которыми начнётся новый век; время недоумения и беспокойств, которое наступит непосредственно перед временем освежения от присутствия Господа; общее крушение и разложение общества посреди войн, смут и ужаснейших бедствий, вслед за которыми наступит славное царствование Князя мира. Разве знамения приближения к этим предсказанным дням ужаса не умножаются вокруг нас постоянно? Разве события, которые раньше спокойно протекали перед нами, не опережают друг друга перед нашим удивлённым взором с такой быстротой, что завершаются в течение нескольких месяцев, а иногда и недель вместо нескольких лет? Разве нынешнее общественное мнение не перестало исходить только от нескольких князей и государственных деятелей и разве каждая страна не разрывается антагонистическими группами, увлекающими государство то в одну сторону, то в другую14? А разве не существует множества отдельных людей, обладающих «панацеями» от всевозможных заболеваний и проблем и периодически возбуждающих общество своими идеями?

Примечание 14: В речи, сказанной в Эйлсбери 20 сентября 1876 года, последний лорд Биконсфилд так сказал о ещё одном грозном элементе заблуждения: «В попытках править этим миром необходимо учитывать новый элемент, с которым наши предшественники не сталкивались. Мы должны принимать во внимание не только императоров, принцев и министров, но и тайные общества — элемент, который мы должны учитывать, — которые в последний момент могут воспрепятствовать нашим договорённостям, у которых есть люди повсюду, у которых есть безрассудные агенты, готовые на убийства, и которые при необходимости готовы на бойню».

Несомненно, главной причиной этой путаницы было то, что мир считает лекарством от всякого зла, а именно распространение знания. Многие из тех, кто получает небольшое знание, — а большинство людей не способно на большее — тут же доказывают, что в каждом деле «малое знание одурманивает разум»; и, обыкновенно, если они уверены и настойчивы в своём мнении, они уводят в сторону тех, чьё невежество сильнее их собственного, и так они разрушают советы более мудрых и опытных наставников.

Определённое образование действительно стало всеобщим, но увы! оно не добивается ожидаемых результатов, поскольку нравственность в то же самое время деградирует с такой же скоростью. Как часто мы встречаемся с недостатком истинности, и не просто в коммерческой жизни, а во всех слоях общества! И это зло не просто существует, но считается незначительным проступком, если не абсолютной необходимостью. Закон: «Не клевещи языком своим, не делай искреннему своему зла и не принимай поношения на ближнего своего» не популярен в нынешнем веке, и нарушающий его найдёт себе много защитников и ходатаев.

В то же самое время растущие нетерпение и раздражительность людей, исходящие из потворства своим вожделениям, злоупотребление стимулянтами и наркотиками и болезненное давление и возбуждение современной жизни начинают проявляться в дерзости и насилии, описание которых можно найти в любой газете; а беззаконие и всевозможные преступления только увеличиваются и — что ещё хуже — часто принимают формы, трудные для обнаружения или наказания.

В добавление к греху и страданиям появились ещё более ужасные скорби, тень которых сгущается всё сильнее. Европа вооружена до невиданных ранее масштабов и в результате зависти огромных сил превратилась в обширный лагерь, который только и ждёт возможности осуществить свои захватнические планы. Самая жестокая и кровавая война наших дней недавно завершилась миром, который можно назвать лишь затишьем перед бурей, поскольку ужасная восточная проблема по-прежнему не решена. Практически все ожидают, что после короткой передышки воздух снова наполнится звуками выстрелов и взрывов, а небо потемнеет от дыма горящих деревень и усадеб. Даже во время короткого перемирия в Европе войны всё равно бушуют в различных частях Азии, Африки и Америки.

А быстрое распространение социалистических принципов среди народов христианского мира вкупе с многочисленными секретными лигами, организованными для их распространения, дают государственным мужам серьёзное основание ожидать революционных взрывов, которые могут потрясти все устои общества.
И наконец, в созданной Богом преграде, отделяющей жителей земли от духовного мира, были пробиты бреши, поэтому между людьми и бесами сейчас установлено сообщение.

Физические потрясения также не приносят ободрения. Последние несколько лет были необычно богаты на жестокие бури и потопы, нанёсшие большой урон жизням и имуществу. Землетрясения стали пугающе частыми, и складывается впечатление, что их широкое распространение служит знаком глубоких волнений в недрах земли, что в итоге может привести к небывалой катастрофе. И хотя большая часть толчков сегодня сравнительно незаметна, тем не менее было несколько серьёзных бедствий, как, например, в Казамиччоле, на Хиосе, на Искье и на Яве, последнее из которых называлось компетентными властями как самое мощное землетрясение из известных нам. Кроме того, в различных местах случается голод, например, в различных частях Индии, в Персии, в Китае, в Марокко и нескольких других странах, а различные болезни и эпидемии всё время набирают силу.

Все эти вещи и многое другое, что можно упомянуть, действительно предвещает катастрофы и бедствия, но совсем не обязательно, что это будет последняя скорбь, окончательные родовые муки мира. У земли уже были времена потрясений, страданий и перемен в прошлом. Божьи суровые казни, войны, голод, эпидемии и земные звери часто опустошали её территории в прошлые годы, но конец так и не настал. Нет, если мы чувствуем, что земля под нами сотрясается, и видим, что горы поднимаются с места и сбрасываются в море, даже такая картина сама по себе не доказывает, что пришёл день Господень.

Люди часто забывают это и, прибегая к Писанию, слишком часто делают выводы, преувеличивая один или несколько отрывков, вместо того, чтобы внимательно рассмотреть всё, что говорили пророки. Поэтому во все времена было много ложных тревог и паники.

Поразительный пример можно найти в конце шестого века. В то время люди настолько привыкли к владычеству Рима, что верили, что его власть может погибнуть только вместе с самим миром. Поэтому, когда они увидели его приближающийся крах, когда его земли опустошались войной, голодом и болезнями до такой степени, что однажды густо населённые места стали источниками заразы15; когда они увидели, что его запасы истощились, а немало его строений было уничтожено бурями и потопами, они подумали, что наступил конец света и что приблизился последний ужасный суд.

Примечание 15: См. проповедь Григория о чуме, а также Гиббон, гл. 43 и 45. Из текста Прокопия (Anecdot. cap. xviii.), процитированного в письме, можно понять, что во время Юстиниана не менее 100 000 000 людей «было уничтожено под правлением императорского демона».

Григорий Великий был решительно вдохновлён этой идеей и поэтому в своём письме королю Этельберту написал следующее: «Мы знаем из слова Всемогущего Бога, что конец нынешнего мира уже приблизился и что вот-вот начнётся правление святых, которое никогда не закончится. И теперь, поскольку конец света приближается, начнёт происходить многое такое, чего не бывало раньше. Теперь в различных местах начнут происходить атмосферные перемены, ужасы с небес, неправильные времена года, войны, голод, зараза и землетрясения16».

Примечание 16: “Bede”, Eccles. Hist. 1:32.

И поскольку последние дни требуют наличия Антихриста, Григорий был убеждён, что обнаружил его в Патриархе Константинопольском, Иоанне Постнике, который раздражал Римский папский престол тем, что провозгласил себя Вселенским Патриархом.

А в десятом веке общая паника была ещё больше. Люди представляли, что Сатана был связан со времени первого пришествия нашего Господа и что, поскольку тысяча лет почти окончилась, его должны выпустить в качестве приготовления к последнему суду. По мере того как предполагаемое время данного события приближалось, несчастные люди впали в глубокий ужас. Некоторые передавали своё имущество монастырям и отплывали в паломничество в Палестину, где они ожидали схождения Христа. Многие по-настоящему связывали себя твёрдым обетом быть рабами в церквях или монастырях в надежде, что, если их найдут слугами слуг Христовых, с ними мягче обойдутся на суде. Здания были оставлены на произвол, поскольку предполагалось, что для них не будет никакого использования. И если случалось лунное или солнечное затмение, толпы устремлялись в пещеры или любые другие места, которые по их мнению могли укрыть их от славы ужасного17.

Примечание 17: См. Mosheim, “Eccles. Hist.” Cent. X, часть II, гл. III; Робертсон, «История христианской церкви», книга IV, гл. V.

Но тысячный год прошёл; ничего не произошло, и постепенно возбуждение стихло.

Подобные тревоги, а также многие другие возникали из-за сырых и безосновательных аргументов, которые ни на секунду не выдерживают испытания разумного исследования. В итоге они привели к чему-то гораздо худшему, чем просто обман тех, на кого они повлияли, поскольку из-за них были дискредитированы пророческие писания, у людей пропал вкус к ним, поскольку люди всегда готовы взвалить вину на Слово Божье за ошибку, которая возникает исключительно из-за их неразумного и близорукого толкования.

Очевидно, что наша обязанность состоит в том, чтобы нас не унесло таким тщетным возбуждением, коих так много в наши дни; но мы должны быть осторожны и в том, чтобы избежать противоположной крайности. Лучше беспокоиться из-за ложных тревог, чем позволить захватить себя неожиданно. Обитатели земли должны однажды утром проснуться и узнать, что наступил день Господень; как ловушка, он застигнет всех, кто не понимал предостережений откровения. Поэтому мы должны молиться о мудрости, чтобы мы понимали, и о силе Духа, чтобы мы бодрствовали. Мы не можем сказать сильнее, чем наш Господь, когда Он предостерегал нас: «Смотрите, бодрствуйте и молитесь: ибо не знаете времени. Как человек, уехавший в путешествие, оставив дом свой и дав рабам своим власть и каждому дело его, — заповедал и привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт господин дома: вечером ли, или в полночь, или в пение петухов, или утром; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. И что вам говорю, всем говорю: бодрствуйте».

Пробудить послушание перед заповедью нашего Господа, проследив основные потоки пророчества, и постараться утвердить нашу собственную позицию по отношению к ним — вот в чём состоит цель этой книги. И если мы обнаружим, что раскрытие Божьих решений указывает на следующее ожидаемое событие — на восхищение церкви и что, кроме того, нынешнее состояние человеческого мнения, общее состояние мира и тенденций в мире уже движутся в сторону этих отступничеств, потрясений, революций и судов, которые будут влиять на людей после восхищение Церкви, тогда у нас появятся причины верить, что наш век вошёл в последние дни и что те, кто будут Христовыми при Его пришествии, должны отчаянно хранить свои одежды, а иначе Он будет внезапно явлен, они будут застигнуты нагими и все увидят их позор.

ПРОЛЕГОМЕНА: III. Семь устроений >>