ПРОЛЕГОМЕНА: I. Вступление. Схема толкования

ПРОЛЕГОМЕНА: I. Вступление. Схема толкования

Сын Божий уже посетил нашу землю однажды с тех пор, как она стала обителью греха и смерти. Многие столетия пророки возвещали Его приход и предсказывали, что случится с Ним; тем не менее, когда Он действительно появился в предсказанное время и начал перед глазами людей исполнять всё сказанное о Нём, они не смогли узнать великого Избавителя. Даже избранные люди, кому были доверены божественные откровения, не поняли и отвергли Его. Но вскоре они столкнулись с самыми суровыми последствиями. Прошло совсем немного лет, и пожар Иерусалима отбросил свой отблеск на полные агонии лица его выдающихся горожан, висящих на крестах вокруг его стен. А оставшиеся несчастные люди либо пали от меча, либо были уведены в плен и рассеяны посреди народов. Такая страшная участь постигла тех, кто отверг или извратил пророчества, данные Богом для того, чтобы вести тех, кто любит Его, и служить лампадой в тёмном месте, через которое им было необходимо пройти.

Чрезвычайная важность понимания того, что было открыто о нашем собственном веке и его завершении, достаточно очевидна; и мы надеемся, что этот том станет полезным для всех, у кого есть желание получить необходимую информацию на эту тему. Имея такую цель, мы исследовали только те пророчества, которые позволят нам построить схему Божьей работы над нашим родом настолько, насколько Ему было угодно открыть это. Но если мы сможем понять основную линию, все детали легко встанут на место.

При этом все страницы этой книги написаны без какого-либо чувства догматической определённости; автор прекрасно осознаёт слабость человеческого разума в попытках постичь такую обширную тему и склонность человеческой воли видеть лишь ту сторону вещей, которая соглашается с нашими заранее подготовленными выводами. Тем не менее он считает, что, поскольку Писание является откровением для людей, они могут постичь его, если обратятся к Духу за помощью. И насколько он осознаёт, предложенная здесь система не была сначала составлена, а затем обоснована; она постепенно сформировалась на основании пристального изучения божественного слова.

Наш читатель, вероятно, в некоторой степени знаком с различными способами толкования, и они так часто обсуждались, что о них практически не нужно говорить.

Несколько лет назад бушевал огромный конфликт между милленаристами и постмилленаристами: теми, кто ожидал, что тысячелетие наступит с возвращением Господа, и теми, кто думал, что тысяча лет мира и благословения наступит благодаря усилиям церкви и, следовательно, будет предшествовать приходу Царя.

Но среди серьёзных исследователей пророчества этот вопрос уже больше не обсуждается. Сейчас практически все признают, что Писание последовательно свидетельствует о том, что мир будет становиться хуже и хуже, пока Господь не явится, чтобы уничтожить растлителей и принять Царство. Действительно, были предприняты попытки связать предсказания о неудачах и порочности человека с бунтом, последующим за тысячелетием, но эти предсказания часто содержат прямые доказательства, связывающие их с завершением нынешнего века. Но даже если бы не было никаких других доказательств, одной притчи о плевелах было бы достаточно для опровержения такой теории, поскольку она не признаёт никакого периода всеобщего благословения между сеянием и жатвой, она показывает, что плевелы будут постоянно расти, цвести и созревать, пока ангелы-жнецы не соберут их для огня.

Очень многие отрывки, которые веками цитировали в качестве подтверждения постмилленаристской теории, после тщательного изучения были взяты на вооружение теми, кто придерживается противоположного взгляда. В качестве примера можно привести притчи о горчичном дереве и закваске, обе из которых в свете своего контекста и других отрывков из Писания указывают на распространение не истины, а растления.

И наконец, несколько отдельных отрывков, которые желающие обратить мир считали решающими, после исследования всей обстановки были отнесены ко времени после второго пришествия. К ним относится хорошо известное предсказание Исайи о том, что «земля будет наполнена знанием Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:9), поскольку взгляд на контекст этих слов раскрывает важный факт: перед этими словами находится описание падения Антихриста (Ис. 10:20-34) и царствования Господа Иисуса (Ис. 11:1-10), и они также тесно связаны с воссозданием Царства Израиля (Ис. 11:11-16).

На наш взгляд, этих аргументов достаточно для милленаристского спора. Но существуют также три хорошо описанные и фундаментально противоположные схемы толкования, о которых необходимо сказать краткои которые называются соответственно претеристской, исторической4 и футуристской.

Примечание 4: Иногда оно называется континуистским или чаще протестантским толкованием.

Впервые претеристский взгляд был изложен в виде полной схемы иезуитом Алькасаром в его работе под названием “Vestigatio Arcani Sensus in Apocalypsi”, опубликованной в 1614 году. Он был неизвестен в ранней церкви и не нашёл признания, кроме как у римских католиков, а также у толкователей со склонностью всё рационализировать5. Он ограничивает границы Откровения событиями в жизни провидца и другими вещами, о которых он мог догадаться, и утверждает, что всё пророчество было исполнено при разрушении Иерусалима Титом и последующем падении гонителя — Римской империи, то есть при последовательном низвержении иудаизма и язычества.

Примечание 5: Это относится к рационалистам, поскольку это помогает им устранить сверхъественное из пророчества. Римские католики часто использовали её в качестве щита, чтобы перенаправить стрелы нападок протестантов от папского Рима к языческому. Но протестанты убеждали, что, если падение Вавилона относится к языческому Риму, тогда Отк. 18:2 — это описание того же самого города под правлением папы. Логика этого возражения была непреклонной, и претеристская система перестала быть популярной у католиков.

Исторический взгляд, также неизвестный в ранней церкви, по-видимому, впервые появился около середины двенадцатого века в учениях еретиков катаров. К началу тринадцатого века его систематизировал аббат Иоахим, к которому милоть перешла от нашего соотечественника Вальтера Брута. Его приняли и начали применять к папе предшественники и лидеры Реформации и протестантские церкви, и можно сказать, что он достиг зенита в труде господина Эллиотта «Horae Apocalypticae». Его часто называют протестантским толкованием, потому что он приписывает папству все силы Антихриста и не видит ничего другого ни в блуднице, ни в двух зверях. Именно в этом лежит слабость данной системы: это толкование людей, созерцавших лично власть зла до такой степени, что они не могли представить себе ничего другого, и, следовательно, подогнавших Писания под свой ограниченный разум.

Как можно ожидать в таком случае, эти толкования расплывчаты и неудовлетворительны; им начисто не хватает точной и буквальной чёткости, которая была отличительной чертой исполнения пророчеств, связанных с первым пришествием, то есть исполнением, являющимся нашим единственным достоверным руководством, если мы хотим понять предсказания, относящиеся к будущему.

Среди недостатков этой школы особняком стоит её полная неспособность объяснить шестую печать и двух свидетелей. Однако о них говорили так много, что мы можем перейти от них к другим положениям, которые больше влияют на нашу нынешнюю цель.

Как мы отмечали выше, придерживающиеся протестантского толкования верят в то, что Римское католичество будет великой злой силой, в которой исполнятся все пророчества, относящиеся к Антихристу, и следовательно, они считают, что оно продержится, пока не будет уничтожено Господом при Его явлении.

Однако если мы обратимся к последним предсказаниям на эту тему, то есть к семнадцатой главе Откровения, мы сразу же столкнёмся с трудностью. Видение показывает дикого зверя, которого следует отождествлять с четвёртым зверем в видении Даниила и, следовательно, который представляет светскую власть Рима. Но на звере нет никаких венцов, как в тринадцатой главе, по очевидной причине: на нём сидит и им управляет женщина, в отношении которой все соглашаются, что это церковь Рима. Так мы можем понять картину периода, в который место Римской империи было вакантно и когда его заняла церковная власть.

Но что показывает конец данного видения? Эту женщину сбрасывают с её престола и уничтожают с ненавистью и силой, но делает это не Господь, а десять царей, которых можно отождествить с пальцами на ногах в истукане Навуходоносора. После того как она уничтожена, эти цари передают власть, на которую она притязала, зверю, или светской власти.

Если обычное и, несомненно, правильное6 протестантское толкование блудницы остаётся, у нас есть ясное указание на то, что папство будет уничтожено человеческими руками и за ним придёт светская и полностью антагонистская власть. И именно её Христос уничтожит Своим явлением, ибо тогда именно зверь, а не женщина будет сражён и его тело будет уничтожено и отдано горящему огню (Дан. 7:11).

Примечание 6: Оно правильно до определённой степени, поскольку символ женщины включает в себя намного больше, чем Церковь Рима, а именно всю вавилонскую систему, которая распространилась по всему миру и в которой католичество является лишь местным и сравнительно недавним развитием. См. Часть I, гл. IX.

Следовательно, тот факт, что женщина и зверь — это различные и полностью антагонистичные виды власти, разрушает каркас так называемого протестантского толкования. Мы должны оглянуться вокруг и посмотреть, не видим ли мы сосредоточения сил, от которых скоро падёт церковность.7

Примечание 7: См. Часть I, гл. XI.

Согласно историческому взгляду, десять царей появились около тринадцати столетий назад. Но такой вывод определённо пренебрегает тем фактом, что видение Навуходоносора показывает весь ход языческого светского владычества до явления Господа, что, согласно вдохновенному толкованию, образ постепенно и регулярно формируется от головы до ног по мере того, как поднимается или меняет свою форму каждая новая империя, и что пальцы на ногах будут добавлены последними, после чего не останется ничего, кроме как ждать мгновенного схождения камня.

Более того, цари, представленные пальцами на ногах, не могли появиться до тех пор, пока Восточная и Западная империи, показанные в прообразе ног, не завершили свой путь. Но Эллиотт приравнивает десять царств к эпохе 532 года по Р. Х.8, хотя Восточная империя пала только при пленении Константинополя турками в 1453 году по Р. Х.! И даже в этом случае Россия утверждает, что продолжает её владычество и на этом основании назвала своего императора царём, или цезарем, и приняла её герб — двухглавого орла, который был символом разделённой империи. Что касается Западной части, если читатель обратится к нашей главе о наполеоновской теории, он увидит, что она продолжала представлять империю, основанную Августом, пока не пала от сил, возбуждённых Французской революцией в 1789 году. Последняя эпоха, скорее всего, ознаменовала переход власти к ступням9, но пальцы на ногах всё ещё не развиты.

Примечание 8: Hor. Apoc, том. Hi., стр. 140.
Примечание 9: Кроме того, здесь мы попытаемся показать падение шестой головы Зверя и появление седьмой.

Кроме того, историцисты забывают, что пять пальцев находятся на правой ноге, а пять — на левой; это означает, что нам нужно искать пять из десяти царей в Западной части Римской империи, а пять — в Восточной.

Но недостаток места не позволяет нам продолжить этот разговор; мы лишь отметим ещё одну ошибку исторической школы, ту, которая считает, что Евфрат представляет Турецкую империю10. Для этой идеи нет никакого подтверждения, что бы ни считали её почитатели, поскольку часто её представляют с туманным намёком, что это общепринятое толкование. Однако некоторые приводят тот факт, что эта река находится в Турецкой империи, что само по себе ничего не решает; другие утверждают, что турки начали свою миграцию от Евфрата, что едва ли верно, поскольку мы можем проследить, что они прошли сотни миль из глубин Азии11.

Примечание 10: [Когда писалась эта книга, Турецкая, или Османская, империя была одной из могущественнейших империй на земле. Она простиралась от окраин Вены и Речи Посполитой на севере, до Йемена на юге, от Алжира на западе до Азербайджана на востоке. Под её владычеством находилась большая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка. После Первой мировой войны в результате Версальского договора она была разделена на много государств. Это ещё раз доказывает правильность точки зрения автора. См. также следующее примечание. — Прим. пер.]
Примечание 11: См. Часть I, гл. II и XI. Писание, по-видимому, показывает, что Турецкая империя, как было до восстания греков, должна быть разделена на четыре царства, с одним из которых будет связан Антихрист. См. Часть I, гл. V.

Такова историческая система, главным возражением для которой является тот факт, что она устраняет сверхъестественное из Божьих судов и поэтому противоречит словам Самого Всемогущего12. И мы не можем найти лучшего завершения для наших наблюдений, чем процитировать приложенную графическую схему её подъёма и будущего исчезновения.

Примечание 12: Исх. 34:10. См. Прол., гл. VII.

«Прошла тысяча лет, а Господин всё ещё не вернулся. Чтобы заполнить этот интервал, некоторые пытались найти исполнение пророчеств, которые должны относиться лишь к концу. Так были произведены толкователи исторической школы, которая очень бурно развилась и будет развиваться и дальше, пока первые звуки Апокалиптического суда не развеют эту мечту, и пророчество, которое презирали и принижали, не воззовёт от провидцев с книжных полок к миру, поражённому ужасом13».

Примечание 13: Майтланд, «Апостольская школа пророческого толкования».

Третья, или футуристическая, система, раскрываемая в этом томе, в наше время появилась лишь в начале этого века. Однако она представляет собой восстановление самых ранних толкований, которые наряду с давно потерянными истинами, в последние дни были восстановлены и возвращены церкви, чтобы она очистилась от всего тления и встретилась со своим Господом в чистоте доктрины и святости жизни.

Но поскольку отличительные характеристики футуристической школы часто искажают, здесь необходимо привести несколько слов для пояснения. Прежде всего, само её название неправильно, поскольку она ни в коем случае не приписывает все пророчества будущему и не пренебрегает ни католицизмом, ни испытаниями или проблемами истинной церкви в нынешнем веке. Она названа так, потому что группирует большую часть пророчеств вокруг двух пришествий и поэтому связывает большую часть Откровения (Отк. 9—19) с последней неделей из семидесяти недель Даниила, что относится к будущему. Причины этого метода толкования будут показаны на последующих страницах, и читатель поймёт, что обвинения, возводимые против футуристической школы, не относятся к схеме, раскрываемой перед ним.

Она не упускает папства, а находит его показанным в пророчестве и описывает его так, что изобличает его реальную природу. Она показывает католичество как прошлый шедевр Сатаны и великого врага истинной Церкви; но она также учит тому, что, согласно Писанию, тайна Вавилон падёт от человеческих рук и на смену ей на короткий срок придёт светская сила, более злая и ужасная.

Нельзя сказать, что она пренебрегает Церковью, поскольку она раскрывает две схемы, представленные Самим Господом, всего, с чем ей придётся столкнуться от начала до конца её существования.

Это не просто человеческие домыслы, а схема, раскрытая Богом в кардинальном откровении, которое дало умение и понимание Даниилу и позволило ему постичь свои видения. И следовательно, она согласуется с каждым отрывком Писания и объясняет проповедь на Елеонской горе и Откровение. Действительно, это самая сильная сторона футуризма; это единственная система, основанная исключительно на великом толковании, предоставленном Даниилу, и разделении Откровения Самим Господом на «что ты видел, и что есть, и чему должно произойти после этого». И следовательно, это возвращение к толкованию, которое проповедовали апостолы среди ранних верующих, и возвращение более ясного света, поскольку христиане в древности могли лишь издалека созерцать могучие события, относящиеся к концу, а мы благодаря последующему исполнению пророчества и его постепенно раскрывающемуся толкованию способны постичь, что век практически подошёл к завершению и его заключительные сцены должны вот-вот начаться.

Но противники при этом предостерегают нас, говоря, что футуристическая система группирует слишком много событий в короткие три с половиной года, и утверждают, что деяния, приписываемые одному Антихристу, скорее всего, осуществились за тысячу двести шестьдесят лет серией Антихристов; и, более того, им кажется маловероятным, чтобы Бог дал такие важные пророчества христианам девятнадцатого века для предостережения от одного-единственного врага.

На это мы ответим, что спорить о том, как Бог может или не может обращаться с человеком, довольно опасно. Его пути часто отличаются от наших ожиданий, и мы ничего не знаем о них, кроме тех моментов, когда они раскрываются нам. Что касается частностей, в пророчестве нет никаких указаний на то, что, когда в нём говорится о днях, имеются в виду годы; кроме того, в Новом Завете нет никакого намёка на продолжающуюся линию Антихристов — великий бунтарь всегда описывается как отдельная личность. Что касается краткости этого периода, отрезок в три с половиной года уже увековечен во времени служения Христа и также будет снова в тирании Антихриста. Логическая последовательность требует этого, поскольку в Писании «Христос»—ό Χριστος — противопоставляется «Антихристу» — ό Αντιχριστος. Беззаконие, наконец, обретёт завершённость, как и праведность до этого, в одном человеке, и будет явлено миру на такой же период времени.

Описание того, что должно произойти за короткий промежуток времени, не бесполезно для христиан восемнадцати столетий; с тех пор как наш первый отец вкусил от рокового дерева, всем нам необходимо приобрести как можно больше знания о последствиях падения, что даст нам смиряющее ощущение греха, с которым мы теперь связаны. Поэтому мы должны изучать предсказания о делах Антихриста и его поклонников, чтобы понять кое-что о глубинах Сатаны, получить предостережение и противиться началу зла и наполниться благодарностью по мере того, как мы с удивлением взираем на ужасную и отвратительную болезнь, от которой мы были спасены жертвой возлюбленного Сына.

Павел ясно учит нас, говоря: «Ибо тайна беззакония уже в действии; только есть теперь удерживающий, доколе он не будет отнят от среды. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:7, 8).

Люди всегда готовы сорваться в ужасное зло конца; мы живём над бездной, готовой открыться в любое мгновение, но до сих пор существовала удерживающая сила. Дух, сошедший в Пятидесятницу, всё ещё с церковью и так сильно обличает мир о грехе, праведности и суде, что люди не осмеливаются делать самое худшее. Тем не менее, дерзкий бунт —у них в сердцах; и как только Дух покинет землю с теми верующими, которые будут собраны к своему Господу, тогда силы тьмы и их земные подчинённые проявят свой реальный характер.
Таким образом, этот характер показан нам заранее, чтобы мы знали истинную природу беззакония вокруг нас, пусть оно и скрывается под благовидными оправданиями и привлекательной философией, и чтобы мы избежали вины, которую христиане часто навлекают на себя через такие проявления, как непослушание родителям, неуважение к старейшинам, безразличие к родственникам, склонность говорить злое о власть имущих и презирать господство, или стремление быть первым, тогда как Бог призвал нас быть последними, занять место повыше, тогда как Он отвёл нам место ниже. «Не убивай», — такой была древняя заповедь, а Господь объясняет, что она означает: «Не злись без причины». Таким же образом беззаконие Антихриста показано нам, чтобы мы остерегались всего, что может привести к возвышению зла.

Поэтому мы не можем признать, что футуристическое толкование бесполезно для нас и что оно нужно лишь тем, кто живёт в действительное время исполнения, поскольку Бог, несомненно, наставляет и дисциплинирует умы верующих посредством видений и откровений того, что должно произойти вскоре как естественное последствие греха.

Что касается нашей схемы толкования, насколько мы знаем, она полностью взята из Писаний, и на её основании можно сделать следующие выводы.

Мы считаем, что на земле существует три народа, в отношении которых Бог раскрыл Свои замыслы: язычники, иудеи и церковь.

Предсказания в отношении первого народа из трёх очень просты. Начиная с царства Навуходоносора будут существовать четыре сменяющих друг друга империи, последняя из которых будет существовать до явления Христа. Но третья из них, просуществовав как одна империя лишь короткое время, распадётся на четыре царства. А путь четвёртой империи будет ещё более разнообразным, у неё будет три фазы владычества: она должна править землёй сначала как одна неразделённая держава, затем как две или более соединённых между собой империи и наконец как десять царств, объединённых под началом великого и богохульного президента, которого уничтожит Сам Господь. Но между второй и третьей фазами эта четвёртая империя на время будет лишена владычества и ею будет управлять церковная иерархия. Таким образом, времена язычников должны течь непрерывно до возвращения Христа.

Пророчества об иудеях немного сложнее, и Даниил не смог постичь замыслов Божьих в отношении Иуды и Иерусалима, пока не получил особое откровение, давшее ему понимание и разумение. Это откровение показало, что Бог собирается взять четыреста девяносто лет из времён язычников для особого дисциплинирования находящихся под заветом иудеев; что эти годы начнутся с выхода повеления о воссоздании разрушенного города и стен Иерусалима; что по прошествии четырёхсот восьмидесяти трёх лет Мессия сначала будет отвергнут, а затем отсечён; завет будет разорван, и наступит длительный и неизвестный интервал, во время которого иудеи будут рассеяны и оставлены Богом; что в конце этого интервала они снова окажутся в своей земле и последний князь четвёртой империи заключит завет с большинством из них на семь лет; что Бог в то же самое время возобновит Свою работу над ними и тем самым во время завета Антихриста закончит то, что осталось от четырёхсот девяноста лет; и, что, после того как они пройдут через ужасное дисциплинирование в течение трёх с половиной лет, от Сиона придёт Избавитель и даст остатку Израиля «величие царственное во всей поднебесной» [Дан. 7:27].

Что касается третьего народа, церкви Божьей, мы видим, что они начали собираться из всех народов вскоре после того, как завет с иудеями был на время отложен, и что их век должен занять последовавший интервал. Они должны пройти через различные испытания и сражения, в отношении которых они получили наставление и предупреждение в двух пророчествах, изречённых Самим Господом. Они должны почувствовать, что их любовь со временем остывает; они должни пройти через пламя гонения; видение земного величия будет прельщать их свернуть с пути смирения; их вера будет незаметно растлена и изменена, пока они бессознательно не сольются с идолопоклонниками и не окажутся в сети матери мерзостей. После трудного времени они вырвутся из её сетей, но только для того, чтобы столкнуться с ещё одним искушением: теперь их будет окружать сонная и безразличная ортодоксия, которая в конечном итоге разовьётся в деизм, пантеизм и атеизм или в самодовольную показную набожность. Но в последние дни устроения среди верных будет оживление любви, которая побудит некоторых омыть их запятнанные одежды, соблюдать слово Христово и исповедовать Его имя. И так интервал подойдёт к завершению. Господь Иисус сойдёт в воздух; верующие из церкви, которые к этому моменту умерли, услышат Его голос и выйдут из своих могил, а живые, которые смогли вытерпеть несмотря на искушение, в это мгновение изменятся, и вместе они будут восхищены в Его присутствие. Там они будут оставаться в течение последних семи лет иудейского завета, перед завершением которого они соединятся с некоторыми своими товарищами, чьё состояние заставило их остаться позади на время. И тогда всё множество, одетое в белые одежды, предстанет перед Царём в славе и после того, как они сокрушат Его врагов, будут царствовать как Его подданные над искупленной землёй.

Таково краткое определение пророческой схемы, которую автор считает Божьим откровением; а сможет ли он отстоять своё мнение или нет, пусть решает читатель.

ПРОЛЕГОМЕНА: II. Знамения времён >>