ЯЗЫЧНИКИ: III. Сон Навуходоносора

ЧАСТЬ I. — ЯЗЫЧНИКИ

III. Сон Навуходоносора

Вышеописанным образом десять колен исчезли из вида пророков и больше не появятся до славного возвращения Господа. Но с теми, кто остался верным дому Давида, дело обстоит совершенно иначе. Через сто пятьдесят лет после опустошения Израиля Бог всё ещё продолжал упрашивать Иуду. Но ни предостережения, ни наказания, ни избавления не произвели ничего более значимого, чем временное покаяние; поэтому в конечном итоге терпение Бога начало истощаться.

В четвёртый год правления Иоакима Навуходоносор в первый раз появился на улицах Иерусалима, города, который он должен был скоро уничтожить. Это был важный период в истории мира: недавнее сражение в Картемисе принизило Египет и возвысило Вавилон как повелителя народов. Фараон Нехао поднялся, как река, и, как потоки, взволновались воды его, и он сказал: «Поднимусь и покорю землю, погублю город и жителей его» (Иер. 46:8). Но его похвальба была тщетной: корона мира была отдана Вавилону, и скоро раздался крик: «Фараон, царь Египта, смутился; он пропустил условленное время» (46:17).

Сразу же после победы Навуходоносор двинулся на Иерусалим, чтобы наказать иудеев за их бунтарский союз с Египтом. Их сопротивление было быстро сломлено, город был взят, и царь Иоаким в оковах был уведён как узник в Вавилон. Но в это же самое время по неизвестной причине Навуходоносор изменил своё отношение к своему пленнику и освободил его, посадив его на престол как платящего дань правителя над его разрушенным и жалким царством.

Однако гордый завоеватель не захотел возвращаться из Иерусалима с пустыми руками. Он разграбил храм, забрав все сосуды, а также дал указания Асфеназу, начальнику своих евнухов, выбрать из царского и княжеского рода самых красивых и смышлёных молодых евреев, доставить их в Вавилон, чтобы обучить их языку и мудрости Халдеев. Так молодые пленники, среди которых были Даниил, Анания, Мисаил и Азария, оказались в великом метрополисе мира и были помещены под обучение, которое должно было подготовить их для служения царю.

Вскоре после того как закончилось назначенное время обучения, Навуходоносору приснился удивительный сон. Он победил всех своих врагов, его власть была безграничной, никто не мог оспорить её. Кроме того, не было города, который мог бы сравниться по славе и силе с «великим Вавилоном». Однако однажды царь, задумавшись над тем, как быстро проходила слава других монархов, поинтересовался, каким будет конец его величия и кто восстанет после него. Пока он пытался заглянуть во тьму будущего, он заснул, но даже во сне он не смог забыть беспокойные мысли, которые проносились подобно чёрным и возбуждённым облакам у него перед глазами. Постепенно слабый свет начал освещать мрачное видение, которое медленно приняло тусклую и мерцающую форму колоссальных размеров. Незаметно она стала более светлой и ясной, пока наконец последние облака не улетучились, и вот, царь увидел величественную статую, чья яркость была великолепной, а вид ужасен.

Это была статуя из металла, но не из одного вида металла, поскольку с первого взгляда Навуходоносор понял, что она источает четыре различных вида сияния. Голова была из чистого золота, грудь и руки — из серебра, живот и бёдра — из бронзы, ноги — из железа, а ступни — частично из железа и частично из глины.

С ужасом царь созерцал страшное видение, и затем, подняв глаза, высоко над статуей он увидел скалу, чья вершина достигала облаков. Пока он смотрел, от её вершины отделился камень без содействия рук и с огромной силой обрушился на истукана. С грохотом он ударил в его ноги, и в одно мгновение глина, железо, бронза, серебро и золото раздробились и стали как прах на летних гумнах, и ветер унёс их.

Навуходоносор был потрясён; так быстро величественный истукан исчез, и его место занял сокрушающий камень. Пока царь смотрел, он увидел, что камень начал расти, расширяться в стороны и вверх, пока наконец не стал огромной горой и не наполнил всю землю37.

Примечание 37: Очень важно отметить, что камень начал увеличиваться только после того, как истукан полностью исчез. Этот факт подчёркивает абсурдность попыток истолковать схождение камня как предсказание первого пришествия.

Тогда царь проснулся в беспокойстве и смущении. Он действительно увидел чудесное и незабываемое видение, но кто раскроет ему его тёмную тайну? Инстинктивно он обратился к совету своих гадателей и чародеев. До этого момента они удовлетворяли его, но в ту ночь с ним были вестники живого Бога, и он больше не мог доверять волшебникам Вавилона.

Однако больше не было никого, к кому он мог бы обратиться; тогда он созвал всех своих мудрецов, решив подвергнуть их суровому испытанию. Он потребовал от них сначала рассказать ему его сон в качестве гарантии их силы, а затем возвестить его толкование. Если они выполнят его условие, они получат великолепные дары, а если нет, палачи накажут их за их обман. Напрасно бедные халдеи умоляли его, говоря, что, если он расскажет им сон, они скажут ему толкование. Навуходоносор был непреклонен и резко ответил: «Слово отступило от меня», что значит: «Я издал указ и не отступлю»38.

Примечание 38: Несомненно, именно таково значение оригинала. Стих девятый доказывает, что Навуходоносор не мог забыть своего сна. Кроме того, если бы он действительно забыл его, вероятно, халдеи попробовали бы применить какую-то хитрость.

Итак, убийство вавилонских мудрецов уже началось, когда Даниил пошёл к Ариоху, начальнику царских телохранителей, и смело сказал ему, что, если ему будет дано немного времени, он сможет сделать то, чего требует царь. Предложение было принято, Даниил вернулся в свой дом, где в ответ на свою отчаянную молитву и молитву своих товарищей он получил ответ в ночном видении. Тогда, вознеся славную хвалу Богу Израиля, он поспешил в присутствие царя и, сначала описав охваченному благоговейным страхом царю видение с поразительной точностью, приступил к его истолкованию.

Всевышний соблаговолил удовлетворить желание Навуходоносора убрать завесу с будущего и открыть ему то, что должно произойти. Израиль взбунтовался, поэтому владычество над миром теперь должно быть отдано язычникам, чтобы они, если смогут, проявили себя более послушными и достойными обладать им. И истукан, чей блеск был чрезвычайным, а вид страшным, представлял языческую власть со времени Навуходоносора, его первого главы, до правления Беззаконника, которого Господь убьёт, когда вернётся, чтобы завладеть царством.

Таким образом, Даниил возвестил Навуходоносору, что власть над миром, приготовленная ранее для Израиля, теперь была отдана ему, а он, следовательно, был царём царей над всеми сыновьями человеческими. До этого каждое царство на земле было диким зверем на привязи; пока Израиль не был отвергнут, ни одно из них не могло достичь превосходства. Но теперь все ограничения были сняты, и царственный Вавилонский лев получил право царствовать согласно своей воле. Навуходоносор был головой из золота. И после него должны подняться три царства, последнее из которых должно пройти несколько этапов своего развития. Следовательно, схематичное изображение Валаама было дополнено, и было показано, что владычество Востока и Запада, о котором он говорил, будет включать в себя подъём и падение четырёх империй.

Что касается названий этих держав, мы не оставлены в неведении; Писание раскрывает всех их, становясь в этом случае, как и во всех других, своим собственным толкователем, при условии, что мы умеем им пользоваться.

Первое царство, Вавилон, названо Даниилом, когда он толкует видение халдейского монарха: «Ты — эта золотая голова!» (Дан. 2:38).

О втором он ясно говорит, описывая пир Валтасара: «В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство» (Дан. 5:30-31).

Третью империю можно обнаружить в восьмой главе. После того как овна побеждает козёл, Гавриил объясняет, что в видении показаны Мидо-Персидское царство и его разрушитель, Греческое царство (Дан. 8:20, 21).Та же последовательность видна и в десятой главе: «Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придёт князь Греции» (Дан. 10:20).

Чтобы найти четвёртую державу, мы должны обратиться к девятой главе. В ней мы видим предсказание, что Мессия будет отсечён и после этого Иерусалим и Храм будут разрушены народом великого князя, который встретит свой конец при последнем излиянии гнева, то есть народом четвёртой мировой державы39. И мы знаем, что разрушителями Рима примерно через сорок лет после смерти Господа были римляне. Кроме того, в Евангелии от Луки мы читаем об указе Римского императора в отношении налогообложения всего мира (Лук. 2:1). Тем самым Август признаётся в Слове Божьем как глава четвёртой мировой державы, поскольку владычество Греции прошло.

Примечание 39: Дан. 9:26. См. исправленный перевод в Части II.

Итак, четыре великие империи — это Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим. И если мы обратимся к светской истории, эта последовательность ясно подтверждается.

Несомненно, существует важное соответствие частей человеческого тела и каждого царства.

Голова, по-видимому, указывает на единство и на компактность Халдейской империи; в ней доминировал один народ под абсолютной властью одного монарха. И поскольку голова — это естественный управляющий и начальник всех членов, здесь она может также означать вавилонскую автократию, поскольку такая форма правления больше всего напоминает Божью и только она может быть правильной.

Грудь и руки, двойная часть, отданы Мидо-Персидской империи: правые рука и грудь обозначают персов, более сильный из двух народов, левые — мидийцев.

Чрево и бёдра, или верхние части ног, — это сочетание двух частей тела, связанных соответственно с медлительностью и энергией, реально представляет царство Александра, в котором вечно действенный грек правил над спокойным азиатом, но не мог передать ему свои качества.

Слово, которое в нашем переводе переведено как «бёдра», имеет притяжательный суффикс, стоящий в единственном числе, и он становится множественным числом только в писаниях раввинов40. Из шести описанных частей истукана только одна часть, а также естественно голова имеют один и тот же суффикс, а халдейские слова, означающие грудь, руки и ноги, стоят во множественном числе и оканчиваются множественным суффиксом. Несомненно, слово ירכתה стоит в единственном числе и означает «бедро», то есть наружную часть нижнего чрева, откуда начинаются ноги.

Примечание 40: Возможно, раввины использовали Септуагинту, в которой говорится οί μηροί.

И наконец, ноги указывают на большое разделение Рима на Восточную и Западную империи, а пальцы на ногах — на окончательное разделение на десять царств. В то же самое время ноги и ступни — это подходящие члены, символизирующие силу, о которой говорится в седьмой главе, силу попирать и разрушать всю землю (Дан. 7:23).

Можно отметить, что, хотя два великих народа четвёртого царства соединились на какое-то время, они не слились воедино. Из первого Рима появились две различные части41, греки так и не влились полностью в империю, а сохранили свою индивидуальность, пока наконец искусственные узы не были разорваны.

Примечание 41: «Указ, в котором Каракалла даровал всем жителям Римского мира права Римского гражданства, хотя и возник не от доброты, в итоге оказался благом. Упразднив юридические различия, он завершил работу, которую уже осуществляли торговля, литература и толерантность к любым верованиям и в итоге которой оставили, насколько мы можем судить, лишь два народа, лелеявших свое национальное чувство. Иудеи стояли особняком из-за своей религии, а греки хвалились своим изначальным интеллектуальным превосходством» (Брюс «Святая Римская империя»).

Разумеется, истукан, которого увидел Навуходоносор, не включал в себя иудеев; это было изображение исключительно языческих держав.

На примере различных металлов в истукане показано постепенное ухудшение правительства.

Навуходоносор получил свою власть непосредственно от Бога, и пророк, провозгласив, что она абсолютна, воскликнул: «Ты — это золотая голова!» В другом месте Даниил сказал о том же царе: «Все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал» (Дан. 5:19).

О втором царстве сказано, что оно ниже первого, и его металл — серебро. Мидо-Персидская империя была не автократией, а монархией, зависевшей от поддержки наследственной аристократии. Царь никак не мог делать то, что хотел; и это видно в случае с Дарием, который отчаянно желал спасти Даниила от рва со львами, но не мог воспротивиться давлению сатрапов и князей. Точно так же Артаксеркс не мог отменить свой указ об убийстве иудеев, а мог лишь издать противоположный указ, позволявший им защищать свою жизнь и убивать всех, кто нападёт на них.

Металл третьей империи — бронза; и правительство Александра представляло собой монархию, которую поддерживала военная аристократия намного более грубая, чем наследственная знать Персии.

Железная власть цезарей демонстрирует дальнейшее обесценивание. Номинально их избирал народ; формально они назывались Первыми магистратами государства или генералами; на протяжении долгого времени они не надевали корону, а носили лишь венок, полагающийся главнокомандующему. Кроме того, у них был Сенат, который должен был давать им советы и контролировать их. Но за завесой популярной власти обычно скрывалась абсолютная власть. Народу не позволялось ни управлять за них, ни вмешиваться в их дела. Если сенатор пытался быть независимым, его быстро убирали с пути, и он должен был радоваться, если его наказывали всего лишь изгнанием на пустынный остров.

Итак, Империя оставалась металлической; она была сцепленной воедино и прочной, как железо. Но по мере того как время шло, северные орды, долгое время бывшие врагами Рима, начали утверждать своё превосходство и постепенно стали подбираться всё ближе и ближе к имперскому городу. Часто они отступали, словно из страха, что какая-то сверхъестественная сила обрушится на них и уничтожит их, если они осмелятся совершить насилие над Римом, но в конечном итоге чары были разрушены и мир стал смотреть на великий город, как филистимляне смотрели на Самсона, который, лишившись волос, стал таким же слабым, как и остальные люди.

Граждане, по-видимому, чувствовали себя настолько ужасно, когда к городу во второй раз пришёл Аларих, король вестготов. Посольство, посланное с целью запугать варвара и угрожать ему многочисленным и хорошо обученным войском, смогло добиться лишь высокомерного ответа: «Чем гуще сено, тем легче его косить». Поскольку он остался безразличным к их угрозам, послы сменили тон и спросили, на каких условиях он согласится отступить. Его условия были настолько обширными, что они воскликнули в отчаянии: «О король, если это твои условия, что ты намерен оставить нам?» «Ваши жизни» — таков был краткий ответ. Однако Алариха подкупили, чтобы он отступил, но скоро он вернулся, и наступил страшный день, в который Рим испытал на себе всё то, что в течение столетий он приносил другим городам. Последовал долгий период своего рода анархии, и постепенно появились современные царства Европы, но уже под началом церковной власти, занимавшей место цезаря в течение столетий.

Именно благодаря вторжению этих северных варваров и духу, который они принесли с собой, глина начала смешиваться с железом в то, что мы называем конституционализмом, природа которого всё более и более будет превращаться в чистую демократию. Но правительства, образованные по такой модели, не могут существовать долго. Люди не могут подчиняться и в то же время сами быть правителями. Возможно, такое устроение в определённых обстоятельствах является наилучшим облегчающим средством в нынешнем веке, так же как яды часто помогают в лечении больного тела. Но оно не может быть чем-то лучше, чем средством для облегчения болезни; у объятых лихорадкой обитателей земли не будет покоя, пока они не попадут под автократию бесконечной мудрости, абсолютной праведности и совершенной любви.

Это решение всех земных трудностей, которое предлагает Бог.

Это надежда, которая поднялась в славном видении перед глазами Давида в конце его непростой жизни и которая названа последними словами лучшего псалмопевца Израиля:

«Правитель над людьми праведен;
Правитель в страхе Божьем!
Он подобен свету рассвета, когда восходит солнце,
Безоблачному утру!
От сияния после дождя вырастает трава на земле!»42

Примечание 42: 2 Цар. 23:3, 4. Перевод буквальный, порядок еврейских слов тщательно сохранён. Только человек знакомый с Востоком может должным образом оценить красоту метафоры в последнем предложении, только тот, кто видел чудесную перемену, происходящую на лице земли, выжженном и иссушенном долгой засухой, когда, наконец, после обильного дождя восходит утреннее солнце и начинают появляться миллионы тоненьких росточков травы. Так изображается физическое и нравственное воздействие восходящего Солнца праведности с исцелением в Его лучах. Нельзя называть пессимистом человека, который, не доверяя человеческим властям, ждёт такого завершения, который осмеливается верить, что через несколько коротких лет грех будет внезапно подавлен, бедствия жизни превратятся в радость и всё творение будет радоваться — и всё это благодаря приходу Царя.

Десять царств ещё не явлены ясно, но, несомненно, среди многих перемен в наше беспокойное время они постепенно формируются. Часть пророчества, которая уже исполнилась, даёт нам уверенность, что в этом случае прообраз будет исполнен точно, то есть как пять из десяти пальцев истукана были на правой ноге, а пять на левой, так и пять царств появятся из Западной, а пять из Восточной части Римской империи. Из последних пяти четыре, как мы покажем здесь, будут восстановленными царствами военачальников Александра и будут занимать территорию, на которой сейчас располагаются Греция, Турецкая империя в Европе, Азии и Африке, а также независимые государства между ней и Россией. Пятой, возможно, будет Персия, которая, по-видимому, должна быть включена в последнюю великую империю43, хотя она может оказаться там не как одно из десяти царств, а просто как зависимая страна44.

Примечание 43: Персия так никогда и не покорилась Римскому владычеству, и даже после разделения между Востоком и Западом она оставалась непреклонным врагом Византийской империи, пока сарацины не напали на обе истощённые стороны.

Примечание 44: Хотя независимых государств может быть только десять, мы должны помнить, что количество зависимых стран не ограничено, а это может включать в себя весь известный мир. Действительно, нечто подобное может подразумеваться в описании Антихриста в Откровении, поскольку там говорится, что «ему была дана власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Отк. 13:7).

Поскольку истукан будет стоять в целости, когда его разобьёт камень, и поскольку все его части будут уничтожены в одно мгновение, это, возможно, показывает, что десять царств будут состоять из того, что когда-то принадлежало Вавилонской, Персидской, Греческой и старой Римской империям, или они будут доминировать на этой территории.

Кроме того, поскольку четвёртая империя в её последней фазе будет включать в себя ступни и пальцы на ногах истукана, которые никогда не принадлежали его владычеству или какой-либо другой империи, очевидно, что она выйдет за границы не только своих древних владений, но и трёх предыдущих царств. При добавлении каждой конечности всегда происходило увеличение территории в добавление к земле пророчества; и нет никаких причин считать, что правление, стоявшее неизменно, окажется несостоятельным в одном случае в будущем.

В таком случае те, кто тщательно выясняет границы древней Римской империи, считая, что при её восстановлении она будет находиться точно в своих прежних границах, ошибаются. И можно ещё более решительно сказать о тех, кто настаивает на том, что Англия должна отделиться от Ирландии и утратить Индию и другие зависимые страны, поскольку эти страны не находились под правлением Рима. Их ошибка становится практически злом, помогающим в определённой степени произвести катастрофу, которую они предсказывают. Если имперский дух Англии сойдёт на нет и она ослабеет и станет жалкой в своих решениях, она, скорее всего, потеряет и Ирландию и Индию, а вместе с ними всё богатство, которое приносила ей обширная империя, а также поставит под угрозу само её существование. И если такое бедствие придет к ней, мы не сможем не признать, что это праведный суд Божий над страной, которая долгое время находилась под Его высшим благоволением, но постоянно злоупотребляла своими привилегиями. Но это не будет исполнением пророчества, хотя здесь можно вспомнить поразительную поговорку: «Если Бог хочет кого-то уничтожить, сначала Он лишает его разума».

Если нас смущает задержка в появлении десяти царств, нам будет полезно увидеть параллели с прошедшими осуществлениями Божьих замыслов в истории. Это видение, подобно другим, может задержаться, однако оно предназначено для определённого времени, и в конце оно что-то скажет и не солжёт. Но то, что Римская империя на какое-то время исчезнет как светская сила, а затем будет восстановлена в своей власти в последние дни, ясно раскрыто в семнадцатой главе Откровения. Там зверь, представляющий её, показан без венца, и на нём сидит женщина, под чьей властью он оказался. Эта женщина, как мы надеемся показать, представляет собой церковную власть, возвысившую себя до престола империи и веками мешавшую появлению десяти царств. Но скоро они появятся, и их цари возненавидят блудницу, разорят и обнажат её, съедят её плоть и сожгут её огнём (Отк. 17:16).

Они сделают это, поскольку Бог вложит это в их сердца, чтобы исполнилась Его воля: уничтожить лжецерковь и восстановить разрушенную империю под руководством последнего и величайшего Цезаря. И когда всё это будет осуществлено, время схождения камня будет близко.

Но здесь мы видим замечательный пример Божьей справедливости: разрушение придёт к мировой державе только тогда, когда сами людские массы будут нести ответственность за её состояние. Языческое владычество постепенно переходит от головы к ногам, от органа, который должен направлять, к членам, которые образованы лишь с целью нести тело туда, куда направляет его голова. Пока власть принадлежит автократу, у народа, находящегося под его правлением, есть какое-то оправдание; и это справедливо в некоторой степени в отношении любой формы правления, в которой нет абсолютного народовластия. Поэтому камень ещё не ударил в истукана. Но как только власть переходит к народу, тогда сами люди начинают нести ответственность перед своим Творцом за нечестие и бунт мира. В этом случае суд уже не будет откладываться и камень сойдет, чтобы ударить истукана в ноги (Дан. 2:34), то есть разрушить ту политическую часть истукана, из которой восстанут десять демократических царей и которую они составляют.

Это страшное событие произойдёт с быстротой молнии45, когда Господь Иисус будет явлен в пламени огня, как описано в девятнадцатой главе Откровения. Мировая держава христианского мира будет уничтожена за одно мгновение. И когда Мессия, подобно Давиду, одержит победу над всеми Своими врагами, Он станет исполнением прообраза Соломона, и Его царство мира, начиная с Иерусалима, распространится по всей земле46.

Примечание 45: Странно, что некоторые толкуют стремительное схождение камня и мгновенное разрушение истукана как постепенное обращение мира после первого пришествия. Если, не говоря даже о полном несоответствии метафоры, здесь имелось бы в виду именно это, как камень мог бы ударить истукан в стопы, если в то время ещё не было ни ног, ни стоп? Разделение Рима на Восточную и Западную империи, не говоря уже об образовании десяти царств, произошло через несколько столетий после первого пришествия.

Примечание 46: Это, несомненно, произойдёт быстро, но не в одно мгновение. Каким бы неотвратимым это ни было, это всего лишь схождение камня, и, следовательно, мгновенный эффект его схождения будет ограничен опредёленной территорией. Но после разрушения истукана он станет великой горой и наполнит всю землю.

На основании Писаний мы понимаем, что средства, при помощи которых Христос распространит Своё царство, будут подобны тем, которые Он использует сегодня, но обстановка переменится полностью.

Слово выйдет уже не в немощи, а будет явлено в силе; его служение, как мы видим в Ис. 66:10, будет поручено детям Авраама, а противодействие со стороны сил зла будет устранено.

Таким был сон и его толкование. Видение было дано Навуходоносору, но он не мог понять его, пока не появился Даниил и не истолковал его. Земная власть теперь была отдана язычнику, но разум Божий всё равно оставался у иудея. Он ещё не излил Своего Духа на всю плоть, и Он не делал этого, пока Израиль не отверг Мессию.

ЯЗЫЧНИКИ: IV. Видение четырёх диких зверей >>