ЯЗЫЧНИКИ: I. Пророчества Валаама

ЧАСТЬ I. — ЯЗЫЧНИКИ

I. Пророчества Валаама

Сыновья Авраама должны быть «Царями земли на земле». Поэтому со дня поселения в Ханаане они разумно предполагали, что верховная власть будет однажды и навсегда отнята у других народов. И несомненно, так бы и произошло, если бы их собственные сердца полностью подчинились их Богу. Но они оказались жестоковыйными и бунтарями, и поэтому, пока они ещё были в пустыне, Моисей получил указание предсказать беды и пленения, которые выпадут на их долю в последние дни.

А ближе к концу их блужданий Бог устами Валаама ясно провозгласил, что у их врагов будет власть беспокоить их и изгнать их из их земли, что до исполнения обещаний Аврааму должно пройти время владычества язычников и что его семя будет, наконец, избавлено посредством прихода могучего и побеждающего Царя. Эти слова настолько величественны и поразительны — они раскрывают мрак и угрозу, которые придут от язычников, хотя и через целых восемь столетий после пророка — что мы приводим дополненный перевод большей части этого отрывка. Сказав о том, что его слова указывают на «конец дней»28, или на время, когда Божьи замыслы в отношении Израиля начнут исполняться, Валаам произносит такие слова:

Примечание 28: םימיּה תירחאַבּ Важная пророческая фраза. См. Быт. 49:1; Ис. 2:2; Дан. 10:14; Мих. 4:1. «Это выражение означает — не только здесь, но и везде, где оно встречается — время, когда исполняются все обещания и надежды на спасение. Как верно отметил Хаверник, оно всегда указывает на горизонт пророческого объявления. В каждом конкретном веке «конец дней» начинается, когда такие ожидания спасения ещё не исполнены, но уже выражаются в надежде, терпеливом ожидании и страстном желании, когда они только начинают происходить в сфере реальности. (Курц).

«Вижу Его, но ныне ещё нет;
Зрю Его, но не близко.
Восходит Звезда от Иакова
И восстаёт жезл от Израиля,
И поражает углы Моава
И уничтожает всех детей бунта.
Едом будет под владением,
Сеир будет под владением врагов своих,
А Израиль явит силу свою.
Правитель поднимается от Иакова
И уничтожит всё оставшееся от городов29.
И увидел он Амалика, и произнёс притчу свою, и сказал:
Первый из народов Амалик.
Но конец его — гибель. И увидел он Кенеев, и произнес притчу свою, и сказал:
Крепко жилище твоё,
И на скале положено гнездо твоё;
Но разорён будет30 Каин,
И недолго до того31, как Ассур уведёт тебя в плен.
И произнёс он притчу свою и сказал:
Горе! Кто уцелеет, когда Бог сделает это?
Придут корабли от Кипра,
И смирят Ассура, и смирят Евера;
Но и он32 идёт в гибель».

Примечание 29: מעיר используется в собирательном и общем смысле, как в Пс. 71:16. Из каждого города, в котором есть остаток Едома, он будет уничтожен». (Кайл).
Примечание 30: Каин, имя отца этого племени, используется поэтически для обозначения основанного им племени.
Примечание 31: Ассур — это изначальное имя Ассирии, но позднее оно было применено к великой Азиатской империи в её поздних стадиях под руководством Вавилона и Персии. В 4 Цар. 23:29 Набопаласар назван царём Ассура [в англ. переводе Библии — прим. пер.]; в апокрифической книге Юдифи такой же титул даётся Навуходоносору, а его полководец Олоферн назван «главой войска Ассура». А в Ездр. 6:22 Дарий Гистап назван «царём Ассура».
Примечание 32: Очевидно, это окончательная ссылка на последнего главу Западной державы, то есть Антихриста.

Это пророчество раскрывает величественное видение второго явления Христа как Царя царей и Господа господствующих33. До этого великого момента враги Израиля останутся, но тогда они должны будут столкнуться с уничтожением или низвережением до покорности.

Примечание 33: Невозможно применить вступительный абзац к первому приходу Христа, как пытались сделать многие. Здесь нет никаких указаний на унижение и страдания Христа, а показана лишь слава, которая должна ещё появиться. Власть Моава не была разрушена при первом пришествии; а Едом не только не стал владением Израиля, но в то время Едомская семья Ирода была правителями в Иудее. Кроме того, они не исчезли, когда Иудейское государство было уничтожено римлянами, царь Ирод Агриппа II сражался на стороне победителей в финальном сражении. Совершенно не нужно добавлять, что Израиль не приобрёл силу в это время испытания, а из Иакова не вышел Правитель, который спас бы несчастный народ от уничтожения и рассеяния, которое до сих пор не кончилось.

Однако Амалик, который первым напал на избранный народ, ибо таково очевидное значение выражения «первый из народов», должен быть уничтожен задолго до этого34.

Примечание 34: Описание беспричинного нападения Амаликитян смотрите в Исх. 17:8-16. Бог явил Своё резкое неудовольствие, однажды провозгласив: «Я совершенно изглажу память об Амаликитянах из-под небес». Причину подобной жестокости объясняет Ибн Ездра: «Он навлёк на себя гнев Господа; пока князья Едомитян, Моавитян и Филистимлян были объяты страхом из-за знамений, сделанных Господом в Египте и Красном море, этот Амалик несмотря ни на что пришёл сражаться против Израиля и не имел страха Божьего».

Позднее израильтяне получили повеление исполнить приговор Иеговы, как только они обосновались в земле Ханаанской (Втор. 25:19), и в правление Саула они исполнили его (1 Цар. 15), но лишь отчасти. Оставшиеся Амаликитяне причиняли беспокойство Давиду, и он постоянно наказывал их (1 Цар. 27:8; 30; 2 Цар. 8:12). Во время правления Езекии пятьсот мужей из колена Симеона пошли к горе Сеир и поразили остаток Амаликитян, обитавших там (1 Пар. 4:42, 43).

В Книге Есфири Аман назван «Вугеянин» [или, «Агагеянин» — прим. пер.]; евреи утверждают, что он был потомком Агага и именно поэтому ненавидел их народ. Если это утверждение верно, то восхождение потомка проклятого рода после стольких столетий имеет большое значение: он пытался уничтожить народ, который, не послушавшись Бога, оставил в живых его предков. И возможно, именно в смерти Амана и его семьи была исполнена судьба Амалика.

С другой стороны, дружественный Кеней должен терпеть, пока сам Израиль не будет уведён в плен Ассуром, врагом с Востока.

Но это пленение будет не последней из их проблем, поскольку с другой стороны Кипра, то есть с Запада, придут более могучие народы и смирят Ассура и Евера, или азиатские государства по обе стороны Евфрата. Но и они будут уничтожены, когда жезл Израиля поразит углы Моава.

Таким образом, в такой ранний срок — около 1452 года до Р. Х.— ни одной из обозначенных держав ещё не существовало и их ещё нельзя было назвать конкретно, тем не менее Валаам предсказал, что владычество сначала будет отдано в руки народов с Востока, а затем в руки язычников с Запада. И много столетий спустя это было раскрыто в большей степени через Даниила и Захарию: что это временное владычество будет принадлежать четырём сменяющим друг друга империям, первые две из которых будут азиатскими, а третья и четвёртая — европейскими. Таково наиболее древнее предсказание о временах язычников, содержащее, как обычно бывает с ранними пророчествами, зародыш того, что должно было последовать, и сказанное языческому царю пророком, который сам не имел симпатий к избранному народу.

Прежде чем мы продолжим, мы будем вынуждены сказать несколько слов о современной теории, которая путает дом Израиля с народами четвёртой империи35, и о той части, которая взбунтовалась против Ровоама.

Примечание 35: Англо-Ефремская теория делает великие пророчества Даниила бессмысленными. Сейчас времена владычества язычников, и, как говорит Господь, они продлятся, пока их завершение не будет возвещено знамениями на солнце, луне и звёздах. Поскольку эти знамения ещё не появились, ни одно из этих десяти колен не может удерживать господствующее положение в мире, например в Англии; и если наше объяснение на стр. 58-59 правильно, они даже не могут жить на этой стороне Евфрата. Ошибка англо-ефремистов похожа на ошибку постмилленаристов — они берут пророчества, относящиеся к тысячелетию, и применяют их к нынешнему веку. Многие из их выводов не выдерживают испытания Писанием: например, идея о том, что царство всегда должно принадлежать Израилю, прямо противоположна словам Осии: «Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима» (3:4). Но хуже всего то, что они путают небесное призвание с земным, и вместо скорби, о которой Господь предупреждал нас и из которой он призовёт нас, они указывают на земную славу. Они не хотят сказать вместе с Павлом: «А наше гражданство уже теперь на небесах, откуда мы и ожидаем, как Спасителя, Господа Иисуса Христа», а утверждают, что у нас есть государство и земля здесь и что, следовательно, мы не являемся странниками и пришельцами на земле. Но Новый Завет никогда не предлагал израильские обещания христианам, напротив, он говорит иудеям по рождению, что, если они хотят стать последователями Христа, они должны отказаться от своих иудейских привилегий, поскольку в Нём нет ни иудея, ни грека.

ЯЗЫЧНИКИ: II. Царство десяти колен >>