Глава 8. Дни Ноя (4)

Глава 8. Дни Ноя

1   2   3   4   5   6

Говоря о грехе некоторых из них, Иуда (Иуд. 6) говорит, что они, презрев положение благородства и ответственности, в которое поместил их Бог, добровольно оставили свой дом5 в царстве воздуха и, как кажется, под влиянием земных желаний начали незаконно влиять на человеческий род. И возможно, в качестве наказания им было запрещено возвращаться на небеса, они были полностью изгнаны с небес и ограничены пределами земли, так же как Сатана и оставшиеся его ангелы будут здесь короткое время перед явлением Христа, который изгонит их в ещё более глубокую бездну.

Примечание 5: [Или сняли с себя духовное тело, полагающееся им как небесным существам, и материализовались в земном теле, поскольку использованное здесь слово οίκητήριον oikeeteerion, в единствен­ном другом отрывке в Новом Завете (2 Кор. 5:2) означает небесное тело, в которое хотят облечься верующие.]

Но как бы то ни было, в то время они по какой-то причине стали жить на земле, и упоминается факт их брака с дочерями человеческими. Если их постоянное пребывание внизу было добровольным, скоро они перешли к более ужасному греху; если, напротив, это было наказание, вместо того, чтобы смириться под могущественную руку Божью и терпеливо ждать, пока Он не ослабит Своего праведного наказания, они не постеснялись осквернить себя ещё больше и нарушить закон своего существа6.

Примечание 6: Они сдела­ли это, не только связав­шись с существами другого порядка, но и посредством самого брака, поскольку Господь говорит, что в своём нормальном состоя­нии ангелы «не женятся, и замуж не выходят» (Мф. 22:30).

Утверждение о похожем событии после потопа согласуется с отрывком из Чисел, где о сыновьях Енаковых говорится, что они были нефилимами (Числ. 13:34), и, скорее всего, объясняет повеление Бога о том, что весь род хананеев должен быть уничтожен. Сразу же после того, как был совершён допотопный грех, участь мира была решена; и пророчество намекает на то, что будущее заключение ангелов тьмы на земле будет непосредственной причиной великого бунта, который приведёт к приходу Господа Иисуса в горящем пламени, чтобы совершить отмщение (Отк. 12:13).

Детьми этой беззаконной связи до потопа были известные древние герои; последующее повторение преступления, несомненно, дало начало бесчисленным легендам о любовных похождениях богов и объясняет многочисленные отрывки у классиков, а также древнюю литературу других языков, в которых человеческие семьи имеют наполовину божественное происхождение.

Перед тем как пойти вперёд, мы, возможно, должны отметить самое частое возражение на наше толкование, а именно то, что ангелы, как духовные существа, не могли брать себе в жёны дочерей человеческих. Однако мы не можем признать убедительность такого аргумента, потому что выдвигающие его утверждают, что знакомы с ангельской природой глубже, чем мы можем допустить. На этот счёт мы просто процитируем отрывок из Августина, противника теории ангелов, в котором содержится признание, сделанное многими другими авторами различных веков и стран, ― признание, которое могло показаться нам самим абсурдным несколько лет назад и которое теперь стало более вероятным после появления современного спиритизма.

После цитаты из сто тринадцатого Псалма в качестве доказательства, что ангелы ― это духи, великий богослов говорит следующее (De Civil. Dei, 15:23):

«А что ангелы являлись людям в таких телах, что их можно было не только видеть, но и касаться, об этом свидетельствует Писание с полной несомненностью. Существует весьма распространенная молва, и многие утверждают, что испытали сами или слышали от тех, которые испытали и в правдивости которых нельзя сомневаться, что сильваны и фавны, которых в просторечии называют инкубами, часто являются сладострастникам и стремятся вступать и вступают с ними в связь; очень многие, и притом такие, что сомневаться в сказанном ими не приходится, также уверяют, будто некоторые демоны, которых галлы называют дузиями, весьма склонны к этой нечистоте и постоянно ей предаются»7.

Примечание 7: Для подтверждения этой идеи у нас есть немалое свидетельство того факта, что имя бесов ― это одно из кельтских слов, которые вошли в наш язык. Отсюда происходит английское слово Deuce (чёрт, дьявол ― прим. пер.), которое используется в восклицательных предложениях или вставленных замечаниях.

Это Августин. И возможно, что Павел в некоторой степени думал об этом, когда повелевал женщине поклоняться с покрытой головой «ради ангелов» (1 Кор. 11:10).

Продолжение главы 8 >>