Глава 7. Век свободы (8)

Глава 7. Век свободы

1   2   3   4   5   6   7   8   9

В противоположность похвале потомка Каина, Ламеха, Сиф назвал своего первого сына Енос, то есть «слабость»; это смиренное признание немощи и беспомощности человека, и за этим естественным образом идёт следующее предложение: «Тогда начали призывать имя Господа».

Но в каком смысле мы должны понимать эту фразу, которая после этого так часто используется в Писании? Иегова, как мы уже увидели, ― это имя, при помощи которого Бог раскрывал Себя тем, с кем Он составлял завет, кому Он давал обещания. Когда Моисей спрашивает, какой ответ он должен дать израильтянам, если они спросят имя Бога, который послал его, Господь отвечает: «Я ЕСТЬ ЧТО Я ЕСТЬ». «Так скажи сынам Израиля: Я ЕСТЬ послал меня к вам» (Исх. 3:14, евр.). На еврейском языке используется не настоящее время глагола «быть», а будущее; и из будущего времени происходит имя «Иегова». Но на еврейском языке будущее время имеет особое значение; часто оно используется для описания постоянного состояния, того, что существует и всегда будет существовать. Следовательно, слова, переведённые как «Я ЕСТЬ ЧТО Я ЕСТЬ», можно для большей ясности перевести так: «Я ВСЕГДА БУДУ ТЕМ, ЧТО Я ЕСТЬ». Поэтому «Иегова» означает неизменного Бога, Того, кто тот же вчера, сегодня и вовеки, на Чей замысел не могут повлиять никакие обстоятельства, Чьи обещания ни в коем случае не потерпят краха.

Поэтому, когда мы читаем о том, что Авраам разбивал шатёр в новом месте, воздвигал там жертвенник и призывал имя Иеговы (Быт. 12:8), мы должны понимать, что он обращается к Богу на основании данных ему обещаний за защитой и помощью в его на первый взгляд бесцельных блужданиях.

Псалмопевец говорит: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:3-4). И вот ответ: «Чашу спасения приму и призову имя Иеговы». То есть я с благодарностью приму избавление, приготовленное Богом для меня, и, призвав Его по имени Иегова, прославлю Его как Неизменного, который никогда не забывает исполнять Свои обещания.

И наконец, Иоиль говорит нам, что в страшное время прямо перед появлением Христа и Его Церкви в славе, когда мир будет напуган знамениями на небесах и на земле, кровью, огнём и столпами дыма, когда солнце перестанет давать свет, а серебряная луна станет кровавого цвета, тогда, в этот ужасный час, всякий, кто призовёт имя Иеговы, спасётся (Иоил. 2:32). Как ясно показывает контекст, это сказано об остатке иудеев; и как мы видим из значения, если кто-либо внемлет предостережениям в виде ужасных знамений вокруг него, он вспомнит об обещаниях Израилю и обратится к своему Творцу по имени, связанному с заветом, на основании этих обещаний и будет спасён.

Следовательно, легко увидеть значение этой фразы применительно к потомкам Сифа. Потомки Каина, поклоняясь не более чем сотворившему и правящему Элохиму и, следовательно, не имея обещаний, на которые можно положиться, попытались устроиться в мире как можно лучше и использовали свои лучшие усилия на то, чтобы свести на нет неудобства проклятия. Потомки Сифа со своей стороны не пытались лягаться против рожнов или избежать Божьей кары, а взирали на Него, чтобы получить облегчение, полагаясь на Его предсказание о Семени-Избавителе, и начали обращаться к Нему по имени Иеговы, связанному с заветом, чтобы оживить свою надежду и выразить своё доверие Его обещанию.

Следовательно, они проявляли дух, который много столетий спустя был у христиан в Фессалониках (1 Фес. 1:9, 10): они не делали себе идолов на земле, а служили живому и истинному Богу и ожидали Его Сына с небес.

Здесь можно отметить поразительно любопытное совпадение. В повествовании о потомках Каина после нескольких слов об истории Каина, показывающих лишь, в каком направлении он повёл своё потомство, следует список имён, пока мы не доходим до Ламеха, седьмого от Адама. Затем мы бросаем краткий взгляд на город первого убийцы и находим, что в нём развиваются беззаконие и насилие, а его обитатели прикладывают энергичные усилия к тому, чтобы достичь счастья без Бога.

Таким же образом мы слышим о смиренном признании слабости Сифа и о том, что его община начала призывать имя Иеговы. За этим следует простое перечисление рождений и смертей, пока мы не подходим к Еноху, седьмому от Адама в линии Сифа. Здесь летопись ненадолго останавливается и в нескольких словах описывает событие чрезвычайной важности.

Зло достигло вершины в Ламехе, а благочестие ― в Енохе, ибо он ходил с Богом и получил свидетельство, что угодил Ему (Евр. 11:5). Но на мир уже начала падать густая тень конца. Зло увеличилось до такой степени, что не только проявилась неспособность человека восстановить себя, но и появилась необходимость произвести быстрый суд. Поэтому Господь возложил новую власть на Еноха и послал его как первого пророка свидетельствовать против греха мира и провозглашать, что скоро время терпения закончится.

Продолжение главы 7 >>