Глава 3. Шесть дней (3)

Глава 3. Шесть дней

1   2   3   4   5   6

[Кроме того, повеление в Десяти заповедях о том, чтобы отдавать один день (24 часа) покою, что является седьмым днём, основано на том факте, что Бог покоился от Своей работы творения на этот день; это подразумевет, что период Его покоя был той же длины, что и период покоя Его тварей.] Далее, как показано, эти дни состоят из вечера и утра, из дня и ночи. Это является ещё одним предостережением против образного истолкования, которого мы должны тщательно избегать; в противном случае мы рискуем навлечь на себя следующие нападки:

«Очевидно, что теория о том, что день означает век или огромный геологический период, может принести странные результаты. Во что превращаются вечер и утро, из которых, как говорится, состоял каждый день? Разделялся ли каждый геологический век на два долгих интервала: один ― весь тьма, а другой ― весь свет? И если это так, то что стало с растениями и деревьями, которые были сотворены на третий день, или период, когда пришёл вечер четвёртого дня, вечер, как здесь говорится, предшествовавший утру? Они должны были прожить полвека в полной тьме, не получая даже того тусклого света, который давало ещё не полностью явленное солнце утром третьего дня. Подобное тяжёлое испытание полностью бы разрушило весь сотворённый растительный мир, а мы видим, что он выжил и был назначен на шестой день в пищу людям и животным. На самом деле, если мы заменим слово «период» в повествовании Моисея на «день», станет очевидно, что у автора не было такой мысли, он даже не мог передать такого значения тем, кто первыми читали его описание» (Essays and Reviews, стр. 240).

Справедливость этих замечаний отвергуть невозможно, и из них можно вынести следующий урок: если верующие сохраняют простые утверждения Библии, неверующим будет трудно придраться к ним; но, как только они начинают создавать теории и извращать откровение так, чтобы подогнать его под них, они открывают себя, или что хуже ― Писания, для насмешек.

На следующий день вышло второе повеление, и за ним последовало движение вод. По слову Бога была образована твердь, или атмосфера, которой мы дышим; и благодаря её появлению вóды, которые плавают над землёй, снова были подняты на своё место и отделены от вод, которые на земле.

Однако в описании работы этого дня отсутствует нечто важное, здесь пропущено обычное заключение: «И увидел Бог, что это хорошо». И поскольку причины, которые обычно приводят для описания этого пропуска, нас не удовлетворяют, мы рискнём предложить следующее объяснение. Разве не может тот факт, что Бог воздержался от одобрения, указывать на то, что твердь была населена бесами, теми, кто обитает там в настоящее время? Поскольку они участвовали в падении человека, они могли быстро появиться в только что образованной атмосфере. Разве невозможно, что они, находясь в темнице бездны и найдя возможность убежать при поднятии вод, заполнили пределы воздуха, где их вождём является Князь? В этом случае твердь, скорее всего, кишела ими ещё до окончания Второго дня, и нам не следует удивляться, что Бог отказался назвать их царство хорошим.

За двадцать четыре часа была завершена твердь, и затем снова прозвучал голос Господа, и сразу же вся планета огласилась грохотом ревущих потоков, которые устремились с суши в хранилища, приготовленные для них, и обнажили горы и долины земли. Это величественное движение так описано в Псалме 104 (В Синод. пер. Пс. 103:5-9 ― прим. пер.).

5. «Ты поставил землю на твёрдых основах:
Не поколеблется она во веки и веки.
6. Бездною, как одеянием, покрыл Ты её,
На горах стоят воды.
7. От прещения Твоего бегут они,
От гласа грома Твоего быстро уходят;
8. Восходят на горы, нисходят в долины,
На место, которое Ты назначил для них.
9. Ты положил предел, которого не перейдут,
И не возвратятся покрыть землю».

В этом отрывке мы можем найти решительное подтверждение тому взгляду, которого мы придерживаемся. В то время как бездна покрывала всё, горы, разумеется, со всеми окаменелыми породами, уже, как говорится здесь, существовали под ней. Очевидно, что они были образованы до Третьего дня. Это строго согласуется с Божьим повелением: «И да явится суша», или буквально: «Да станет видной»; не «Да станет существовать». Слова «Восходят горы, нисходят долины» (ст. 8, букв.) ― это, конечно, отступление, описание (в противном случае они бы противоречили утверждению в стихе шестом) общей картины, когда воды опустились на свой надлежащий уровень.

Продолжение главы 3 >>